Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Министерство культуры Российской Федерации
Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова
Кафедра татарской музыки и этномузыкологии
К 90-летию Ласло Викара (1929–2017)
Дата: 12 - 14 ноября 2019 г.
Место проведения:
Адрес: г.Казань, ул.Б. Красная, 38
Конференция посвящена юбилею выдающегося исследователя музыкальной культуры народов Поволжья, венгерскому фольклористу, музыковеду и педагогу Ласло Викару. Цель конференции — обмен современной научной информацией в области исследования традиционной и профессиональной музыкальной культуры финно-угорского мира, обобщение существующего опыта и обсуждение перспектив развития научных исследований в этом направлении.
К участию в конференции приглашаются ученые-музыковеды, этнографы и этномузыкологи, научные сотрудники НИИ художественного профиля, преподаватели, студенты, аспиранты и соискатели музыкальных вузов, а также преподаватели профессиональных образовательных учреждений.
Основные тематические направления конференции
Для участия в конференции необходимо направить в адрес оргкомитета:
до 1 октября 2019 г.
до 20 октября 2019 г.
Требования к техническому оформлению текста:
Статья набирается в редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman.
Инициалы и фамилия автора помещаются перед текстом статьи, выравнивание по правой стороне.
Название статьи – режим Caps Lock, шрифт 13 пт, полужирное начертание, выравнивание по центру, интервал множитель 1,2.
Текст – шрифт 15 пт, интервал множитель 1,2; выравнивание по ширине; отступ абзаца 1 см, поля: верхнее, левое, правое – 2,5 см, нижнее – 3,5 см.
Переносы только автоматические, в режиме не более 3-х подряд.
Не использовать (кроме установленных в общих параметрах набора) никаких дополнительных приемов выравнивания текста, центровки строк, изменения интервала, принудительного переноса, «жесткого» пробела и т.д.
Не оставлять пробелов перед знаками препинания.
В тексте могут быть использованы курсив и полужирное начертание.
Нотные примеры, таблицы и схемы набираются не более 15 см по ширине. (Просьба учитывать иллюстративный материал в рамках общего объема работы).
Сноски – внизу страницы, нумерация сносок на каждой странице, шрифт 13 пт, интервал одинарный, выравнивание по ширине, отступ абзаца 1 см; ссылки на источники берутся в квадратные скобки в соответствии с номерами библиографического списка, находящегося в конце текста (например: [3. С. 45]).
Порядок расположения источников библиографического списка:
1) алфавитный; 2) сначала источники на русском языке, потом иностранные;
3) электронные источники размещаются после опубликованных источников.
Все материалы необходимо представить в электронной версии по адресу: nauka@kazancons.ru с пометкой в теме письма – «Музыкальная культура финно-угорского мира».
Оплата дорожных и гостиничных расходов - за счет направляющей стороны. Регламент выступления 20 минут. В случае публикации статьи может взиматься организационный взнос. Оргкомитет конференции оставляет за собой право не включать в программу конференции и не принимать статьи, не соответствующие тематике и требованиям к техническому оформлению статей.
Справки по телефону:
+7 (843) 236-54-42 (тел.-факс) – Государева Светлана Владимировна, зав. научно-методическим кабинетом.
+7 (903) 388-67-89 Сарварова Лилия Илдусовна, зав. кафедрой татарской музыки и этномузыкологии
Подробная информация – на сайте Казанской консерватории: http://kazancons.ru
Просим сообщить о данной конференции всем заинтересованным лицам
The Ministry of Culture of the Russian Federation
Zhiganov Kazan State Conservatoire
The Faculty of Tatar Music and Ethnomusicology
International theory and practice conference
MUSIC IN THE DIALOGUE OF CULTURES
Musical culture of the Finno-Ugric world:
traditions, modern times, perspectives
To the 90th Anniversary of László Vikár (1929-2017)
November 12‑14, 2019
The conference is dedicated to the anniversary of the outstanding researcher of the musical culture of the peoples of the Volga region, the Hungarian folklorist, musicologist and teacher László Vikár. The purpose of the conference is the exchange of modern scientific findings in the field of traditional and professional musical culture of the Finno-Ugric world, a synthesis of existing experience and a discussion of the prospects for the development of scientific research in this direction.
Musicologists, ethnographers and ethnomusicologists, research workers of the scientific research institute of an arts profile, teachers, students, graduate students and applicants of musical universities, and also teachers of professional educational institutions are invited to participate in the conference
Main topics of the conference
Please send the application for participation to the conference organizing committee:
Deadline: October 1, 2019
by October 20, 2019
Article for publication in the conference proceedings. No more than 0,7 printed pages.
Technical requirements for the abstract format:
The article is typed in Microsoft Word, font Times New Roman.
The initials and surname of the author are placed before the text of the article, the alignment on the right side.
The title of the article is the Caps Lock mode, 13 pt font, semi-bold, central alignment, interval 1.2.
The text - 15 pt font, interval multiplier 1,2; justified alignment; paragraph indent 1 cm, margins: top, left, right - 2.5 cm, bottom - 3.5 cm.
Only automatic hyphenation, no more than 3 in a row.
Please do not use (except those set in the general set parameters) any additional methods of text alignment, line alignment, spacing changes, forced hyphenation, hard space, etc.
Please do not leave spaces before punctuation.
Italics and bold type can be used in the text.
Examples of the scores, tables and charts should be typed no more than 15 cm in width. (Please consider illustrative material as part of the overall work).
Footnotes - at the bottom of the page, numbering of footnotes on each page, 13 pt font, single spacing, justified alignment, paragraph indent 1 cm; references to sources are taken in square brackets in accordance with the numbers of the bibliographic list at the end of the text (for example: [3. p. 45]).
The order of the sources of bibliography:
1) alphabetic; 2) first sources in Russian, then foreign ones;
3) electronic sources are placed after published sources.
All application materials should be sent electronically to: nauka@kazancons.ru with « Musical culture of the Finno-ugric world » in the subject line.
Travel and accommodation expenses are covered by the participants. The time for presentation is limited to 20 minutes. In case of publication a fee may be charged. The conference organizing committee reserves the right not to include a paper in the conference program, and not to accept articles that do not meet the above requirements.
For further information, please contact:
Svetlana V. Gosudareva, Head of the Academic Development Office
Tel/Fax: +7 (843) 236-54-42
Lilia I. Sarvarova, Head of the Tatar Music and Ethnomusicology Department
Mob.: +7 (903) 388-67-89
Detailed information of the conference can also be found on the official website of the Kazan Conservatoire: http://kazancons.ru
Please inform all persons concerned
12 ноября, вторник
09.30 – Регистрация участников (Б. Красная, 38, фойе первого этажа)
Конференц-зал (Б. Красная, 38, ауд. 316)
10.00 – Открытие конференции. Пленарное заседание
14.00 – Секционное заседание «Музыкально-поэтические традиции финно-угорских народов как феномен культуры»
17.00 – Лекция ст. науч. сотрудника, хранителя Коллекции музыкальных инструментов Санкт-Петербургского гос. музея театрального и музыкального искусства В. В. Кошелева «Коллекционирование и экспертиза музыкальных инструментов как аспект знаточеской науки»
13 ноября, среда
Конференц-зал (ул. Б. Красная, 35, ауд. 007)
09.30 – Секционное заседание «Инструментальные традиции финно-угорских народов»
11.30 – Секционное заседание «Финно-угорские музыкальные культуры: проблемы изучения и сохранения»
14.00 – Секционное заседание «Финно-угорский мир: композиторское творчество»
Музей музыкальных инструментов (ул. Б. Красная, 35, ауд. 112)
17.00 – Презентация изданий. Концерт фольклорных ансамблей г. Казани
14 ноября, четверг
Конференц-зал (ул. Б. Красная, 35, ауд. 007)
10.00 – Круглый стол
12 ноября
Конференц-зал (Б. Красная, 38, ауд. 316)
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Модератор – канд. иск., проф., проректор
по научно-исследовательской работе Юрий Семенович Карпов
Приветствия
Абдуллин Рубин Кабирович
Ректор Казанской гос. консерватории им. Н. Г. Жиганова, нар. артист России и Татарстана, лауреат Гос. премии России, проф.
Шарипов Ирек Ильдусович
Директор Дома Дружбы народов Татарстана, засл. журналист Удмуртской Республики, засл. работник культуры Республики Татарстан (Казань)
Адам Штифтер
Генеральный консул Венгрии в Республике Татарстан (Венгрия)
Доклады
Кондратьев Михаил Григорьевич
Чувашский гос. институт гуманитарных наук, гл. науч. сотрудник искусствоведческого направления, д-р иск., проф. (Чебоксары)
О музыкально-поэтических системах финноязычных народов Поволжья: к проблеме межкультурного диалога
Нуриева Ирина Муртазовна
Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук, д-р иск., вед. науч. сотрудник (Ижевск)
Венгерские ученые в истории удмуртской фольклористики
Герасимов Олег Михайлович
Казанская гос. консерватория им. Н. Г. Жиганова, д-р иск., доц. кафедры татарской музыки и этномузыкологии; Марийский гос. университет, проф. кафедры культуры и искусств (Казань – Йошкар-Ола)
Ласло Викар: последняя встреча
Сайдашева Земфира Нурмухаметовна
Казанская гос. консерватория им. Н. Г. Жиганова, д-р иск., проф. кафедры татарской музыки и этномузыкологии
Ласло Викар и татарский музыкальный фольклор
Маклыгин Александр Львович
Казанская гос. консерватория им. Н. Г. Жиганова, д-р иск., проф., зав. кафедрой теории музыки и композиции
Бела Барток как художественный ориентир в отечественных финно-угорских композиторских исканиях XX века
СЕКЦИЯ
Музыкально-поэтические традиции финно-угорских народов
как феномен культуры
Модератор – д-р иск., проф. Елена Михайловна Смирнова
Пчеловодова Ирина Вячеславовна
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук, канд. филол. наук, науч. сотрудник отдела филологических исследований (Ижевск)
Анисимов Николай Владимирович
PhD, Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, мл. науч. сотрудник (Новосибирск)
Музыкально-песенный фольклор сибирских удмуртов в исторической динамике (по материалам экспедиционных записей 1974, 2001 и 2006 гг.)
Косырева Светлана Витальевна,
Петрозаводская гос. консерватория им. А. К. Глазунова, канд. иск., доц. кафедры музыки финно-угорских народов, начальник редакционно-издательского отдела, гл. ред. электронного науч. журнала «Музыкальный журнал Европейского Севера»
Об изучении традиционного пения вепсов в контексте когнитивного этномузыкознания
János Sipos
Academician of the Hungarian Academy of Arts; professor of the Ferenc List Academy of Music (Budapest, Hungary)
About the Results of my Folk Music Researches among the Turkic Peoples (1987–2016)
Янош Шипош
Академик Венгерской Академии искусств; проф. Академии музыки Ференца Листа (Будапешт, Венгрия)
О результатах фольклорных исследований у тюркских народов (1987–2016 гг.)
Смирнова Елена Михайловна
Казанская гос. консерватория им. Н. Г. Жиганова, д-р иск., проф. кафедры татарской музыки и этномузыкологии
Традиция восточных мари и татарская музыкально-поэтическая культура: к вопросу о принципах взаимодействия
Камалова Эльвира Фатавиевна
Государственный фольклорный ансамбль кряшен Республики Татарстан, гл. хормейстер; Детская музыкальная школа № 21 Советского района г. Казани, канд. иск., преп.
Многослоговые напевы татар-кряшен в общерегиональном контексте: общность и специфика ладомелодического устройства
Гумерова Айсылу Тагировна
Казанская гос. консерватория им. Н. Г. Жиганова, канд. иск., доц. кафедры теории музыки и композиции
Церковно-певческая практика удмуртов: из истории возникновения
Герасимова Вера Олеговна
Детская школа искусств имени П. И. Чайковского, преп. теоретических дисциплин (Йошкар-Ола)
О песенной культуре шаранских мари: постановка вопроса
Петрова Елена Витальевна
Российский институт истории искусств, сектор фольклора, аспирант; науч. рук. – канд. иск. Н. Ю. Альмеева (Санкт-Петербург)
Песенные жанры горномарийской свадьбы
Александров Павел Андреевич
Городской дом детского творчества им. А. Алиша, педагог дополнительного образования, председатель Национально-культурной автономии удмуртов г. Казани
Традиционная свадьба удмуртов Бавлинского района Республики Татарстан
Лукиянова Надежда Николаевна
Марийский республиканский колледж культуры и искусств им. И. С. Палантая, преп. отделения теории музыки (Йошкар-Ола)
Поминальные песни прибельских мари: специфика бытования жанра
13 ноября
СЕКЦИЯ
Инструментальные традиции финно-угорских народов
Модератор – канд. иск., доц. Айсылу Тагировна Гумерова
Макаров Геннадий Михайлович
Казанская гос. консерватория им. Н. Г. Жиганова, канд. иск., доц.
Формирование названий музыкальных инструментов финно-угорских народов Волго-Камья
Яковлев Валерий Иванович
Казанская гос. консерватория им. Н. Г. Жиганова, зав. кафедрой теории и истории музыкального исполнительства, музыкальной педагогики, д-р ист. наук, проф.
Удмуртские музыкальные инструменты в историографическом контексте
Кошелев Владимир Васильевич
Санкт-Петербургский гос. музей театрального и музыкального искусства, ст. науч. сотрудник, хранитель Коллекции музыкальных инструментов музея
Väisänen А. О. Das Zupfinstrument Gusli bei den Wolgavölkern (1928), Buch M. Musik und Tanz (1882): опыт научного перевода на русский язык, комментарий
Михайлова Наталья Сергеевна
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», начальник отдела изучения и музейной презентации фольклорного наследия (Петрозаводск)
Зарубежные музейные собрания как источниковая база изучения традиционной инструментальной культуры Карелии
СЕКЦИЯ
Финно-угорские музыкальные культуры:
проблемы изучения и сохранения
Модератор – канд. иск., доц., зав. кафедрой татарской музыки и этномузыкологии Лилия Илдусовна Сарварова
Мушкина Наталья Валерьевна
Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В. М. Васильева, науч. сотр. (Йошкар-Ола)
Ласло Викар — исследователь марийской народной песни
Анисимов Николай Владимирович
PhD, Эстонский литературный музей, науч. сотрудник отдела фольклористики; Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук, мл. науч. сотрудник отдела филологических исследований (Тарту, Эстония – Ижевск, Россия)
Пчеловодова Ирина Вячеславовна
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук, канд. филол. наук, науч. сотрудник отдела филологических исследований (Ижевск)
Исполнитель и традиция: особенности сохранения, презентации и трансляции культурного наследия
Стуклова Мария Владимировна
Детская школа искусств им. М. А. Балакирева, преп. фольклорного отделения; лидер молодежного крыла Национально-культурной автономии мордвы Республики Татарстан (Казань)
Этнокультурные центры Республики Татарстан как основа сохранения и развития мордовской традиционной культуры
Leisio Timo
PhD, University of Eastern Finland, Professor Emeritus (Finland)
The melodies in newer Hungarian folksong and peculiarities possibly underlying their musical syntax as an ancient legacy from a Sub-Arctic song tradition
Лейсиё Тимо
PhD, Университет Восточной Финляндии, почетный профессор (Финляндия)
Мелодии в новой венгерской народной песне и особенности музыкального синтаксиса как наследие древней субарктической песенной традиции
СЕКЦИЯ
Финно-угорский мир: композиторское творчество
Модератор – канд. иск., доц. Елена Валерьевна Анисимова
Бражник Лариса Владимировна
Казанская гос. консерватория им. Н. Г. Жиганова, д-р иск., проф. кафедры теории музыки и композиции
Фольклор в творчестве мордовского композитора Нины Кошелевой
Хасанова Алсу Наилевна
Казанская гос. консерватория им. Н. Г. Жиганова, канд. иск., доц. кафедры истории музыки
Орехова Анна Олеговна
Российская академия музыки им. Гнесиных, студентка (Москва)
О некоторых особенностях претворения интонаций марийских народных песен в музыке А. Я. Эшпая
Анисимова Елена Валерьевна
Казанская гос. консерватория им. Н.Г. Жиганова, канд. иск., доц. кафедры теории музыки и композиции
Претворение удмуртского фольклора в творчестве современных композиторов
Ходырева Марина Германовна
Союз композиторов Удмуртской Республики, председатель (Ижевск)
Союз композиторов Удмуртской Республики как инициатор проектов и музыкальных событий
Кузнецова Вероника Георгиевна
Союз композиторов Республики Марий Эл, отв. секретарь (Йошкар-Ола)
Обращение к фольклору в творчестве современных марийских композиторов
Третьякова Дарья Владимировна
Казанская гос. консерватория имени Н.Г. Жиганова, студентка; науч. рук. – канд. иск., проф. Ю. С. Карпов
Удмуртская народная песня в опере Г. Корепанова «Наталь»
Гусева Алина Александровна
Казанская гос. консерватория им. Н.Г. Жиганова, магистрант; науч. рук. – д-р иск., проф. Л. В. Бражник
Концерт для балалайки с оркестром мордовского композитора А. Е. Пивкина: тематизм, приемы развития
Анхимова Елена Александровна
Петрозаводская гос. консерватория имени А. К. Глазунова, аспирант; науч. рук. – канд. иск., доц. И. В. Копосова
Японская линия в жизни и творчестве Пера Хенрика Нурдгрена
Дмитриева Елена Андреевна
Марийский республиканский колледж культуры и искусств им. И.С. Палантая, преп. отделения хорового дирижирования (Йошкар-Ола)
Обработки марийских народных песен для хора А. И. Искандарова: особенности музыкальной стилистики