View settings

Font size:
Site colours
Images

Settings

Chine

2 августа исполнилось 90 лет со дня рождения Натальи Александровны Фоминой (1930― 2012)

Н.А.Фомина - пианистка, педагог, чья жизнь с 1960 года и до последних дней была неразрывно связана с Казанской государственной консерваторией.

 

Заслуженный деятель искусств ТАССР и РФ, почетный работник высшего образования РФ, профессор, Наталья Александровна Фомина воспитала свыше сотни музыкантов, которые сегодня преподают и концертируют по всему миру.

Римма Дамировна Гимадиева (из статьи "Казанская фортепианная школа: Личности и имена"):
"Н. А. Фомина ― личность незаурядная, сегодня во многом легендарная. Она ― прямая наследница школы Г. Г. Нейгауза, прошедшая у него обучение в Московской консерватории и аспирантуре. Для многих музыкантов и людей, имевших счастье общения с Фоминой, она стала олицетворением линии своего великого Учителя, носительницей уникального
нейгаузовского духа, проводником его педагогической традиции. Пожалуй, неслучайно совершенно индивидуальная манера общения Натальи Александровны воспринималась многими как возможность «прикоснуться» к самому Нейгаузу, как бы обращавшемуся к вам через свою ученицу.
Уникальность Н. А. Фоминой заключалась в ее глубочайших, разносторонних познаниях абсолютно в разных сферах, связанных отнюдь не только с искусством. При этом сам процесс познания у нее не прекращался никогда, жажда этого познания была неиссякаема. Личностные качества Фоминой ― также явление яркое: ее всегда отличали честность, бескомпромиссность и прямота суждений. Идентичной была и профессиональная шкала ценностей. Для Н. А. Фоминой всякого рода поверхностность, неточность, вольность по отношению к музыке в целом и к исполнению в частности были неприемлемы".
-----
Татьяна Арнольдовна Бренинг (по материалам книги «По-прежнему дышу я с Вами...» [К юбилею Н.А.Фоминой]):
"Высокий профессионализм музыканта, вероятно, и определил ее необыкновенные качества как педагога, который воспитывает и передает присущие ей самой чувства «ответственности и долга перед Музыкой». Она часто напоминала: «Вы играете почти одни шедевры, они прошли проверку временем. И вы учитесь на них. Так уважайте и цените это!»
Общение с Натальей Александровной и вся работа в классе (постоянная высокая требовательность к качеству звука, педализации, фразировки, ритмической организации, качеству отделки деталей и выстраивания логики исполнения) создавали такой тонус, атмосферу, что иногда без особых объяснений становилось понятным, как надо играть."
-----

Флора Ибрагимовна Хасанова (по материалам книги «По-прежнему дышу я с Вами...» [К юбилею Н.А.Фоминой]):

"Время от времени на кафедральных обсуждениях выступлений наших студентов я наблюдала такую картину: Н. А. Фомина (пронзительно испытующий взгляд и неизменная папироса) вопрошает коллегу: «А почему такой-то студент допустил неточность в своем исполнении того или иного штриха (педали, текста и т. д.)?!»

Я, сжавшись, шепчу про себя: «Чур, чур меня!» Очередная порция замечаний – кстати, точно сформулированных и справедливых – заканчивается обычно «контрольным выстрелом» «Беломорканала»: пых-пых!

Со временем я поняла, что бескомпромиссность суждений старшего коллеги – всего лишь проявление прямодушия и профессиональной честности. Это радение за ее величество Музыку, за Чистоту и Совершенство всех средств музыкальной выразительности. А отсутствие желания прикрываться обтекаемыми фразами и выглядеть «красивее» – редко встречающаяся форма «антикокетства» – вызывало невольное восхищение независимостью и внутренней свободой Натальи Александровны."

С Халидой Хайрутдиновой