О педагоге
Родилась в г. Сочи.
В 1986 г. окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (руководитель дипломной работы - профессор, доктор искусствоведения Назайкинский Е.В.), в 1999 г. - аспирантуру Казанской консерватории.
В Казанской консерватории. С 1989 г. ведет специальный класс, полифонию (для студентов теоретико-композиторского факультета, исполнительских факультетов). С 2000 г. - доцент, с 2016 г. - профессор. Заведующая аспирантурой (2002-2008).
E-mail: grfn@inbox.ru
Ученики
Габдрахманова Р. Вопросы татарской музыкальной культуры на страницах журнала «Советская музыка» (1961-1990). Дипл. работа. Казань, 1992.
Веселова О. Контрапункт в симфониях А. Брукнера. Дипл. работа. Казань, 1999.
Нюренберг А. Органное творчество Мендельсона, Шумана и Брамса в контексте немецкой органной традиции. Дипл. работа. Казань, 2000.
Селифонова Ю. «Моисей и Арон» А. Шенберга: Опыт анализа серийной техники. Дипл. работа. Казань, 2000.
Репина Т. Жанр скрипичного концерта в творчестве В.А. Моцарта. Дипл. работа. Казань, 2000.
Зуйкова Н. Духовные концерты Самуэля Шейдта и немецкая музыкальная традиция XVI - первой половины XVII века. Дипл. работа. Казань, 2001.
Шипова Е. Французская органная традиция XVII - первой половины XVIII вв. Дипл. работа. Казань, 2002.
Кезина Т. Полифония в органных сочинениях М. Регера. Дипл. работа. Казань, 2002.
Тазетдинова И. Особенности строения сонатной формы в симфониях А. Брукнера. Дипл. работа. Казань, 2004.
Демкова Е. Александр Миргородский: очерки о жизни и творчестве. Дипл. работа. Казань, 2004.
Маркина Ю. Учение о музыкальном ритме М. Мерсена «Musique mesuree». Дипл. работа. Казань, 2004.
Салюкина Е. Вопросы формообразования в камерной фортепианной музыке Ф. Мендельсона. Дипл. работа. Казань, 2005.
Исламова М. Раздел «О движении, такте и ритме» в труде И.Ф. Кирнбергера «Искусство чистого пения»: перевод и комментарии. Дипл. работа. Казань, 2005.
Гайнутдинова А. Морис Дюруфле: черты стиля. Дипл. работа. Казань, 2006.
Севастьянова Л. Органное творчество Сезара Франка: вопросы формообразования. Дипл. работа. Казань, 2007.
Наумова Н. Духовная музыка Джона Тавернера в контексте литургической практики эпохи Тюдоров. Дипл. работа. Казань, 2015.
Пимурзин П. Симфонии Феликса Мендельсона: особенности формообразования. Дипл. работа. Казань, 2017.
Мишакова К. Мосарабское пение: традиции и основные особенности. Дипл. работа. Казань, 2017.
Беговатова М. Современное исполнительство на саксофоне в аспекте расширения звуковых возможностей инструмента. Канд. дис. 2012.
Селифонова Ю. Художественная рецепция григорианского хорала в духовных сочинениях Мориса Дюруфле. Канд. дис. 2013.
Наумова Н. Английская духовная музыка эпохи ранних Тюдоров (конец XV – первая половина XVI века). Канд. дис. 2019.
Публикации
Учение о такте М. Преториуса // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко //Науч. тр. МГК. Сб. 32. М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2001. С. 78-91.
Библиографический список (О жизни и творчестве Назиба Жиганова) [На русском языке] // Назиб Жиганов: Контексты творчества: сб. науч. статей / Казан. консерватория; сост. и науч. ред. В.Р. Дулат-Алеев. Казань, 2001. С. 175-199.
Некоторые особенности формообразования в инструментальной миниатюре Рустема Яхина // Рустем Яхин: Стиль творчества: сб. науч. статей / Казан. консерватория; сост. и науч. ред. В.Р. Дулат-Алеев. Казань, 2002. С. 26-45.
К проблеме формы в фугах «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее. Вып. 2 / Казан. консерватория. Казань, 2005. С. 272-283.
Музыкальный синтаксис хоральных концертов Самуэля Шейдта // Познавая историю музыки прошлого: сборник статей в честь Е.В. Герцмана. Владивосток: Дальнаука, 2007. С. 205-223.
Влияние аристотелевских идей на формирование теории музыкального ритма у Иоанна де Муриса // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы: материалы Междунар. науч. конгр., Казань, 17-18 апр. 2007 г. / Казан. гос. ун-т культуры и искусств. М.: ВИНИТИ, 2007. С. 68-71.
«Мусическое» в изоритмических мотетах Филиппа де Витри // От Ars nova к новой музыке: Вопросы теории музыки ХIV-XX веков / Казан. гос. консерватория. Казань, 2008. (Науч. тр. Казан. консерватории. Вып. 1). С. 19-42.
К проблеме исполнительской интерпретации «Трех хоралов для большого органа» Сезара Франка // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: Вып. 1: Материалы научно-практической конференции (Казань, 2 апреля 2008 года) / Казан. консерватория; сост. В.И. Яковлев. Казань, 2008. С. 65-74.
Вузовский курс полифонии: к вопросу о значимости музыкально-исторического контекста при изучении полифонических явлений // Вузовское и довузовское музыкальное образование: модели взаимодействия: материалы международной научно-практической конференции (Казань, 26-28 ноября 2008 г.) / Казанская консерватория; сост. и общ. ред. Л.А. Федотовой. Казань, 2009. С. 189-200.
Особенности строения фуг Fis-dur I, As-dur II, H-dur II «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха: Учеб. пособие по курсу «Полифония» / Казан. гос. университет. Казань, 2008. 36 с.
Теория баховской фуги: Тема, противосложение: На материале фуг «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха: Лекция по курсу «Полифония». Казань, 2009. 68 с.
К вопросу о мензуральной ритмике французского ars nova: метрический размер темпус и его ритмическая реализация в мотетах Филиппа де Витри // Музыковедение. ‑ 2011. ‑ № 10. ‑ С. 2‑8.
Транскрипция мотетов Филиппа де Витри как реконструкция // Старинная музыка. ‑ 2011. ‑ № 1‑2 (51‑52). ‑ С. 22‑27.
О месте модальной ритмики ars antiqua в типологии систем музыкального ритма // Казанская государственная консерватория: 65 лет творческого пути: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 2 октября 2010 г.). – Казань: КГК, 2011. – С. 221‑230.
О новой форме полиметрии в ars subtilior последней четверти XIV – начала XV века // Проблемы музыкальной науки / Music scholarship. ‑ 2012. ‑ № 1 (10). ‑ С. 121‑125.
Трактат Иоанна де Муриса «Notitia artis musicae» (1319 или 1321) и преподавание музыки на факультете искусств Парижского университета // Голос и речь. ‑ 2012. ‑ № 1 (6). ‑ С. 7‑14.
Учение о тактусе в немецкой музыкальной теории конца XV–XVI века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15: Искусствоведение. – 2012. –Вып. 4. – С. 12 – 25.
К вопросу о новизне собрания хоральных обработок «Герлицерова табулатура» Самуэля Шейдта // С гармонией по жизни: Научные приношения коллег и учеников. Воспоминания. Материалы (К юбилею Л.А. Федотовой). – Казань: КГК, 2012. – С. 31–44.
К вопросу о становлении тактовой системы музыкальной ритмики: о некоторых параллелях учения В.К. Принтца о Quantitas Temporalis Intrinseca с музыкальной практикой XVII века // Музыка: искусство – наука – практика. Науч. журнал Казан. гос. консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова. – 2012. № 1. С. 7‑17.
Антично-средневековые латинские грамматики и учение о ритмических модусах Иоанна Гарландского // Музыка и время. – 2013. – № 9. – С. 11–17.
Мотеты Филиппа де Витри: проблемы авторства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 8-1 (34). – С. 53–60.
О ранних проявлениях синкопы в мензуральной музыке // Музыковедение. – 2013. – № 5. – С. 3–11.
От модуса – ритмоформулы к модусу - мензуре: модус и его ритмика в мотетах Филиппа де Витри // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2013. – № 1 (27). – С. 4–10.
Политическая тематика в мотетах Филиппа де Витри // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 3. – С. 145–151.
Григорианский хорал и католическая литургия во Франции XVIII–XIX вв. // Образование. Наука. Научные кадры. – 2013. № 5. – С. 240–243.
Теория такта Михаэля Преториуса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15. Искусствоведение. – СПб, 2013. Вып. 4. – С. 3–16.
Мензуральная система музыкальной ритмики: опыт идентификации // Современные проблемы науки и образования: Электронный научный журнал. – 2014. – № 3. – С. 748.
«Теоретизация» практической музыки как отрасли знания Иоанном де Мурисом в трактате «Познание искусства музыки» // Музыковедение. – 2014. – № 3. – С. 23–31.
Хоральные концерты Самуэля Шейдта и пути развития жанра вокального духовного концерта в Германии в первой половине XVII века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 5 (43). Ч. 2. – С. 44–49.
Вольфганг Каспар Принц: история жизни, рассказанная от первого лица // Музыка и время. – 2014. – № 5. – С. 32–38.
«Перфекция» Франко Кельнского как начало формирования теории многоуровневого музыкального метра // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2014. – № 2 (32). – С. 8–14.
Гирфанова М.Е. Иоанн де Мурис о метрическом размере в мензуральной музыке arsnova // Музыка: Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г. Жиганова. – 2014. –№ 3 (7). – С. 11–181.
Гирфанова М.Е., Наумова Н.И. Джон Тавернер и его служба в Кардинал-колледже при Оксфордском университете // Музыка. Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории. 2015. № 1 (9). С. 23–29.
О судьбе ритмических модусов ars antiqua во французском ars nova // Музыка как национальный мир искусства: Материалы Международной научной конференции (Казань, 23–25 апреля 2015 г.). Казань: КГК, 2015. С. 99–112.
«Roman de Fauvel», Paris, Bibliothèque nationale, français,146. Часть первая. Состав манускрипта и его авторы // Музыка. Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории. 2016. № 2 (14). С. 9-21.
Гирфанова М.Е., Муратова В.В. В.В. Шапкин: восхождение к вершинам творчества // Образование в сфере искусства. 2016. № 1 (7). С. 29-33.
Беговатова М.А., Гирфанова М.Е. Современная техника игры на саксофоне: история, теория, практика / Казан. гос. консерватория. – Казань, 2017.
Гирфанова М.Е. Музыковедческая конференция в Казани // Старинная музыка. 2017. № 2 (76). С. 3-5.
Гирфанова М.Е., Муратова В.В. "Марийская флейта" Виталия Шапкина // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 9: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 6 апреля 2016 года / Сост. В.И. Яковлев; Казанская гос. консерватория. Казань, 2017. С. 96-101.
Гирфанова М.Е., Пимурзин П.И. Циклы клавирных сонат Карла Филиппа Эммануила Баха Wq 52 и Wq 55: прижизненные издания в Библиотеке Казанской консерватории // Музыка. Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории. 2018. 1 (21). С. 32–37.
Гирфанова М.Е. «Роман о Фовеле» с музыкальными вставками: к проблеме музыкально-смысловых связей // Старинная музыка. – 2019. – № 2 (84). – С. 11–21.
Гирфанова М.Е. Сквозные музыкально-смысловые линии в «Романе о Фовеле» с музыкальными вставками // Старинная музыка. – 2019. – № 3 (85). – С. 25–37.
Гирфанова М.Е. «Школьная фуга» по И. С. Баху // Музыка. Искусство, наука, практика. – 2019. – № 3 (27). – С. 39–52.
Гирфанова М.Е. Рецепция кондукта школы Нотр-Дам в раннем французском ars nova: к 700-летию манускрипта F-Pn fr. 146 // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. – 2019. – Т. 9. – Вып. 3. – С. 453-481.
Гирфанова М.Е. К уточнению определения «изоритмический мотет» (на материале мотетов Филиппа де Витри) // Термины, понятия и категории в музыковедении : IV Международный конгресс Общества теории музыки (Казань, 2–5 октября 2019 г.) : тезисы докладов / редакторы : Е. В. Порфирьева, В. В. Сепешвари ; Казанская государственная консерватория ; Московская государственная консерватория. – Казань, 2019. – На русском и английском языках. – С. 66–67; С. 160.
Гирфанова М.Е. Дидактическая фуга по И. С. Баху // Проблемы и методы изучения старинной музыки : сборник статей по материалам Международной конференции (Санкт-Петербург, 4–5 декабря 2014 г.) / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, кафедра теории музыки. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 98–116.
Гирфанова М.Е., Карпов Ю.С., Нурутдинова А.К. Liedertafel Карла Фридриха Цельтера: от проекта к воплощению // Музыка. Искусство, наука, практика. 2020. № 2 (30). С. 7–18.
Гирфанова М.Е., Пашкин О.В. Полифония в «Te deum»’е Гектора Берлиоза // Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Йошкар-Ола, 28–29 ноября 2019 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», Институт национальной культуры и межкультурной коммуникации. – Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2020. – С. 136–139.
Гирфанова М.Е., Пашкин О.В. Полифония в «Te deum»’е Гектора Берлиоза // Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Йошкар-Ола, 28–29 ноября 2019 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», Институт национальной культуры и межкультурной коммуникации. – Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2020. С. 136–139.
Малая имитационная форма в духовных хоральных концертах Самуэля Шейдта // Opera musicologica. 2020. Т. 12. № S5. С. 107–119.
Король Артур, русская армия и немецкие мейстерзингеры: из истории Цельтеровского лидертафеля // Музыка. Искусство, наука, практика. 2021. № 3 (35). С. 21–26.
Гирфанова, М. Е. Изоритмический мотет эпохи Ars Nova : принципы анализа : учебное пособие по курсу «Полифония» / Казанская государственная консерватория. Казань, 2021.
Гирфанова М.Е. К уточнению определения "изоритмический мотет" (на материале мотетов Филиппа де Витри) // Термины, понятия и категории в музыковедении : IV Международный конгресс Общества теории музыки (Казань, 2–5 октября 2019 года) : материалы конгресса / ответственный редактор Н. И. Наумова ; Казанская государственная консерватория ; Московская государственная консерватория. – Казань, 2021. – С. 145-157.
Гирфанова М.Е. Малая имитационная форма в духовных хоральных концертах Самуэля Шейдта // Теория полифонии и методика её преподавания: Сборник статей / Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург, 2021. С. 191-202.
Гирфанова М.Е. «Полифония школы Нотр-Дам» в вузовском курсе полифонии: некоторые рекомендации к изучению темы // Из педагогического опыта Казанской консерватории : прошлое и настоящее. Выпуск 4 / Составитель Д. Ф. Хайрутдинова ; Казанская государственная консерватория. Казань, 2021. С. 30-40.
Карпов Ю.С., Гирфанова М.Е., Бурундуковская Е.В. Король Артур, русская армия и немецкие мейстерзингеры: из истории Цельтеровского лидертафеля // Музыка. Искусство, наука, практика. 2021. № 3 (35). С. 21-26.
Гирфанова М. Е. Полифония Нотр-Дам: учебное пособие по курсу «Полифония» / М. Е. Гирфанова; Казанская государственная консерватория. Казань, 2022. 94 с.
Гирфанова М. Е. Фуга на хорал в духовных кантатах И. С. Баха: учебное пособие по курсу «Полифония» / М. Е. Гирфанова; Казанская государственная консерватория. Казань, 2022. 60 с.