Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

КОНЦЕРТНЫЙ СЕЗОН 2022

В преддверии Пушкинского дня в конференц-зале Казанской консерватории состоялся круглый стол «Русское слово и музыка», организованный кафедрой философии и гуманитарных наук.

Мероприятие, собравшее поэтов, писателей, композиторов, актеров, филологов и искусствоведов проводилось в рамках Фестиваля русской музыки, литературы и истории, посвященного Дню русского языка (художественный руководитель – ректор консерватории В. Р. Дулат-Алеев). Желающих присоединиться к дискуссии и послушать выступления было много: в зале собрались студенты и преподаватели консерватории, представители творческих сообществ Татарстана. 

Модератором круглого стола выступила кандидат филологических наук, заведующая кафедрой философии и гуманитарных наук Казанской консерватории Лилия Сафиуллина. Во время беседы обсуждались вопросы взаимодействия музыки и слова: принципы музыкального оформления спектаклей по мотивам русской классики, особенности исполнительской интерпретации поэтического текста в русских романсах, методы анализа вербального субтекста отечественных рок-композиций. В центре внимания участников оказались А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь, тексты которых рассматривались как оперные либретто, А. Н. Островский, чей 200-летний юбилей отмечается в этом году, поэты Серебряного века.

Содержательные доклады сделали кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой истории музыки Казанской консерватории Елена Хадеева; доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской литературы и методики ее преподавания Казанского федерального университета Антон Афанасьев. Уникальную возможность заглянуть в творческую лабораторию современного композитора предоставила собравшимся кандидат искусствоведения, доцент кафедры композиции консерватории Елена Анисимова, рассказавшая о процессе создания опер «Вий» и «Ночь перед Рождеством». О пьесах русских драматургов на сцене Казанского ТЮЗа и роли музыки в этих постановках рассказала заведующая литературной частью театра Валерия Завьялова.

Украшением круглого стола стали творческие выступления гостей. Актёр и режиссёр Казанского академического русского БДТ им. В. И. Качалова, народный артист РТ Илья Славутский блистательно прочитал монолог Глумова из пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Прозвучавшее после этого приглашение на спектакли Качаловского театра было встречено студенческой аудиторией с воодушевлением. Одно дело – знать, что русская классика вечна, другое дело – попасть под обаяние ее слога, разящей сатиры, не теряющей актуальности живой мысли в искрометном исполнении ведущего актера труппы.

Не менее ярким было и выступление заслуженной артистки РТ Юлии Зиганшиной. Она не только рассмотрела историю русской камерно-вокальной лирики, раскрыла соотношение музыкального и поэтического текста в жанрах бытового и классического романса, но и исполнила под аккомпанемент гитары романс Ф. М. Толстого на стихи А. С. Пушкина «Я вас любил». Певица поделилась и опытом преподавания курса «Русская песня» для иностранных студентов: через музыку они гораздо быстрее усваивали русский язык, приобщались к основам российской культуры.  

Тенденции развития современной русской поэзии на примере творчества казанских литераторов осветил поэт, писатель, публицист, доцент Казанской консерватории Искандер Абдуллин, пишущий под псевдонимом Нури Бурнаш. Его доклад перекинул мостик к поэтическим «штудиям» студентов-музыкантов. Финалисты организованного в консерватории Первого открытого поэтического конкурса «Стань музыкою, слово!» продекламировали стихотворения собственного сочинения, а присутствовавшие на творческом турнире именитые поэты Алексей Остудин, Вера Хамидуллина и Нури Бурнаш определили лауреатов. На круглом столе также состоялось награждение лауреатов студенческого конкурса эссе «Учитель, перед именем твоим…», посвященного Году наставника и педагога в России. Победителям обоих конкурсов были вручены дипломы и памятные призы: ими, конечно же, стали книги.

Завершился круглый стол докладом Веры Хамидуллиной на тему «Музыкально-поэтический текст как инструмент коммуникативного дискурса». Поэтесса рассказала об особенностях перевода на русский язык французских, албанских и татарских текстов песен, а также познакомила аудиторию с детскими песнями, написанными на ее стихи.

Круглый стол «Русское слово и музыка» прошел насыщенно и плодотворно. Поэтические и прозаические тексты XIX века мирно соседствовали с опусами XXI-го, а «общительные» интонации старинных русских романсов не конфликтовали со сложной стилистикой современной академической музыки. В полемике не только рождалась истина, но и укреплялось представление о многомерности мира, о возможности существования разных подходов к одной проблеме. И это еще раз убеждало в том, что все мы наследники великой русской культуры, двумя крылами которой являются слово и музыка.

Лилия Сафиуллина

 

Фото Марии Максимовой