Круглый стол 2 июня 2022 года
Старт проекта «Музыкальные традиции России для молодежи»,
посвященного Году культурного наследия народов России
2 июня 2022, 14:00, ауд. 315
ПОВЕСТКА КРУГЛОГО СТОЛА
Модераторы:
САРВАРОВА Лилия Ильдусовна, кандидат искусствоведения, декан факультета татарского музыкального искусства, доцент, зав. кафедрой татарской музыки и этномузыкологии, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан
ОЗДЖАН София, заместитель председателя Студенческого научного объединения, студентка 3 курса теоретико-композиторского факультета
Вступительное слово |
Хайрутдинова Дилия Флюровна, кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной деятельности и вопросам развития, зав. кафедрой истории музыки, заслуженный работник культуры Республики Татарстан |
Фонды фольклорно-этнографического кабинета Казанской консерватории (1995-2022) |
Озджан София Яшаровна, заместитель председателя СНО, студентка 3 курса (науч. рук. ‒ канд. иск., доц. Сарварова Л.И.) |
Песенная культура закамских удмуртов |
Бочкарева Мария Владимировна, член СНО, магистрант 2 курса факультета татарского музыкального искусства (науч. рук. ‒ докт. иск., проф. Смирнова Е.М.) |
Черты народной музыки в «Русском концерте» для гитары с оркестром И. Рехина |
Веретельный Иван Олегович, член СНО, магистрант 2 курса дирижерско-хорового факультета (науч. рук. ‒ канд. иск., ст. преп. Садыкова Л.А.) |
Фольклорные мотивы в музыке Софии Губайдулиной |
Ишмурзина Алия Иксановна, член СНО, магистрант 2 курса дирижерско-хорового факультета (науч. рук. ‒ канд. иск., доц. Шириева Н.В.) |
Василий Титов и русский фольклор |
Пашкин Олег Викторович, студент 5 курса теоретико-композиторского факультета (науч. рук. ‒ канд. иск., ст. преп. Шигаева Е.Ю.) |
Финский композитор Эйноюхани Раутаваара – авангардный романтик: смешанная техника в фортепианной музыке |
Коренек Елизавета Алексеевна, студентка 5 курса теоретико-композиторского факультета (науч. рук. ‒ канд. иск., доц. Маклыгина А.А.) |
Специфика отражения стилистических черт татарского фольклора в инструментальном сопровождении музыкальных драм С. Сайдашева |
Дудкин Ильназ Ильгизарович, магистрант 2 курса дирижерско-хорового факультета (науч. рук. ‒ канд. пед. н., доц. Гоптарев В.Н.) |
Полифония в китайской народной музыке: о предпосылках развития полифонических жанров в фортепианной музыке китайских композиторов |
Цао Синьюй, магистрант 2 курса фортепианного факультета (науч. рук. ‒ канд. иск., доц. Агдеева Н. Г.) |
Имитация звучания китайских традиционных музыкальных инструментов в фортепианных сочинениях Ли Инхая |
Ян Кайжуй, член СНО, магистрант 2 курса фортепианного факультета (науч. рук. ‒ канд. иск., доц. Усова О. В.) |
Гармоника в этнокультурном пространстве Татарстана |
Гиниятов Рамазан Альбертович, магистрант 2 курса музыкально-инструментального искусства (науч. рук. ‒ канд. пед. н., доц. Гоптарев В.Н.) |
Использование информационно-коммуникационных технологий в этнокультурном образовании школьников |
Марушина Екатерина Александровна, член СНО, магистрант 2 курса дирижерско-хорового факультета (науч. рук. ‒ канд. иск., доц. Шириева Н.В.) |
Музыкально-этнографические экспедиции
Отчет о музыкально-этнографической экспедиции в Балтасинский район Республики Татарстан
Сроки проведения – 15-18 июня 2022 г.
Состав экспедиционной группы:
Руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Сарварова Лилия Илдусовна.
Участники – студенты факультета татарского музыкального искусства Федорова Лиана Валерьевна (1 курс, этномузыкология), Озджан София Яшаровна (2 курс, этномузыкология), студентка теоретико-композиторского факультета Ваганова Елена Валерьевна (1 курс, музыкальная журналистика), Бекирова Дая Надировна (2 курс, музыковедение), Басова Елена Константиновна (3 курс, композиция).
В рамках экспедиции были охвачены населенные пункты Балтасинского района Республики Татарстан. Целью экспедиции стала запись образцов традиционной музыкальной культуры народов, расселенных на территории Балтасинского района (татары, удмурты, мари).
Маршрут экспедиции включал следующие населенные пункты: с. Старый Кушкет, с. Цыпья, с. Сырья, с. Верхний Субаш, с. Сосна, с. Дурга, с. Улисьял. В ходе экспедиционных обследований было опрошено 30 информаторов, зафиксировано 110 разноэтнических образцов музыкально-поэтического и инструментального фольклора, более 60 репортажей о проведении календарных и семейно-обрядовых праздников, бытующих в местной культуре. Обследование выявило удовлетворительный уровень сохранности традиционной музыкальной культуры в среде местного населения.
Отчет о музыкально-этнографической экспедиции в Кировскую область
Сроки проведения – 19–23 июня 2022 г.
Состав экспедиционной группы:
Руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Сарварова Лилия Илдусовна.
Участники – студенты факультета татарского музыкального искусства Федорова Лиана Валерьевна (1 курс, этномузыкология), Озджан София Яшаровна (2 курс, этномузыкология), студентка теоретико-композиторского факультета Ваганова Елена Валерьевна (1 курс, музыкальная журналистика).
В рамках экспедиции были охвачены Малмыжский и Уржумский районы Кировской области. Целью экспедиции стала запись образцов традиционной музыкальной культуры локальной группы вятских мари, расселенных на данных территориях.
Маршрут экспедиции включал следующие населенные пункты: в Малмыжском районе – с. Большой Китяк, с. Малый Китяк, д. Кинерь; в Уржумском районе – д. Танабаево, с. Большой Рой, с. Тюм-Тюм, с. Байса. В ходе экспедиционных обследований было опрошено 33 информатора, зафиксировано 187 разножанровых образцов музыкально-поэтического фольклора, более 100 репортажей о проведении календарных и семейно-обрядовых праздников, бытующих в местной культуре, а также традиции языческих молений. Обследование выявило активное бытование в среде местного населения традиционных форм обрядности и этнических напевов.
Отчет о музыкально-этнографической экспедиции в Оренбургскую область
Сроки экспедиции: 15-22 июня 2022 г.
Состав экспедиционной группы:
Руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Гумерова Айсылу Тагировна
Участники ‑ студенты факультета татарского музыкального искусства Казанской консерватории Зарипова Айсылу Раязовна (3 курс) и Шамсумухаметова Рамиля Илдаровна (1 курс).
В рамках экспедиции были охвачены Матвеевский, Асекеевский и Абдулинский районы Оренбургской области. Целью экспедиции стала фиксация сохранившихся песенных традиций и материалов по музыкальной этнографии оренбургских татар.
Маршрут экспедиции включал следующие населенные пункты: в Матвеевском районе ‑ с. Староаширово, с. Новоаширово, с. Тулубаево; в Асекеевском районе ‑ с. Кутлуево, с. Старосултангулово, с. Новосултангулово, с. Курбанаево, с. Старомукменево, с. Старокульшарипово, с. Новокульшарипово, с. Асекеево и с. Золотой родник; в Абдулинском районе ‑ с. Новоякупово, с. Тирис-Усманово и с. Шалты.
Был зафиксирован разножанровый музыкальные материал: мунаджаты, баиты, лирические песни, гостевые песни, такмаки. Количество напевов по районам: Матвеевский р-н –40 напевов, Асекеевский р-н - 100 наигрышей и напевов, Абдулинский р-н – 40 напевов. Собран большой материал по обрядовой культуре.
Круглый стол-семинар 30 июня 2022 года
«По маршрутам фольклорных экспедиций»
30 июня 2022, 15:00, ауд. 315
Модераторы:
САРВАРОВА Лилия Илдусовна, кандидат искусствоведения, декан факультета татарского музыкального искусства, доцент, заведующая кафедрой этномузыкологии, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан
БЕКИРОВА Дая, председатель Студенческого научного объединения, студентка 2 курса теоретико-композиторского факультета
Вступительное слово |
Хайрутдинова Дилия Флюровна, кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной деятельности и вопросам развития, и. о. зав. кафедрой истории музыки, заслуженный работник культуры Республики Татарстан |
О проведении фольклорных экспедиций в Балтасинский район Республики Татарстан (в рамках Гранта СНО), Малмыжский, Уржумский районы Кировской области (в рамках текущей работы КГК) |
Сарварова Лилия Ильдусовна – руководитель экспедиций; Озджан София, Федорова Лиана – участники экспедиции |
О проведении фольклорных экспедиций в Верхнеуслонский и Тетюшский районы Республики Татарстан (в рамках Гранта СНО) |
Агдеева Наиля Галимовна – руководитель экспедиций, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры теории и истории исполнительского искусства, музыкальной педагогики; Самойлова Лиана В., Самойлова Лиана Ю. – участники экспедиции |
О проведении фольклорных экспедиций в Алекеевский, Матвеевский районы, Абдулинский городской округ Оренбургской области (в рамках текущей работы КГК) |
Гумерова Айсылу Тагировна – руководитель экспедиций, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры теории музыки; Шамсумухаметова Рамиля - участник экспедиции |
О роли композитора в изучении и сохранении музыкальных традиций народов России |
Куликов Кирилл, Басова Елена – студенты-композиторы |
Особенности подготовки репортажей во время фольклорных экспедиций |
Барабанова Мария, Ваганова Елена – студенты-журналисты |
Фольклорный материал в руках композитора (о предстоящих мероприятиях гранта с участием студентов-композиторов) |
Низамов Эльмир Жавдетович - заведующий кафедрой композиции, доцент, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан |
Подведение итогов 1 этапа реализации гранта, связанного с проведением экспедиций |
Сарварова Лилия Илдусовна - заведующая кафедрой этномузыкологии |
Дополнительно приглашены участники СНО, преподаватели вуза.
Межднародная конференция "Музыкальный фольклор в исследованиях молодых учёных"
Международная студенческая научно-практическая конференция "Музыкальный фольклор в исследованиях молодых учёных"
Дневник Международной студенческой научно-практической конференции
«Музыкальный фольклор в исследованиях молодых учёных»
Материалы подготовлены участниками Студенческого научного объединения Казанской консерватории
18 октября 2022 года
В Казанской консерватории стартовал праздник студенческой науки
Сегодня состоялось открытие Международной студенческой научно-практической конференции «Музыкальный фольклор в исследованиях молодых ученых».
С приветственным словом выступил ректор Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова Вадим Робертович Дулат-Алеев. Он отметил важность и ценность работы по сохранению музыкального наследия народов России и поблагодарил собравшихся за их интерес к фольклору.
Поприветствовала гостей конференции первый заместитель министра культуры РТ Юлия Ильдаровна Адгамова. «В ваших руках наше прошлое и наше будущее», - обратилась она к молодым учёным.
Видеообращения и письма с напутственными словами поступили от заместителя Министра науки и высшего образования РФ Григория Гурова, а также от руководства Бакинской музыкальной академии им. У. Гаджибейли и Белорусской государственной академии музыки.
От лица Студенческого научного объединения выступила Дая Бекирова, которая пожелала всем продуктивной и интересной работы, новых знакомств и приятных впечатлений.
Программу конференции продолжит пленарное заседание и четыре разнотематические секции. Завершится первый день концертом «Голоса предков», на котором будут представлены сочинения студентов кафедры композиции.
Материал подготовила Елена Ваганова
Фоторепортаж Яны Бачинской
Презентация фотовыставки «По маршрутам фольклорных экспедиций»
В Казанской государственной консерватории продолжается работа по реализации проекта «Музыкальные традиции России для молодёжи». В его рамках состоялась презентация фотовыставки «По маршрутам фольклорных экспедиций».
Восемь экспозиционных стендов были разделены на два блока. Исторический – отражает краткий экскурс в историю фольклористики Казанской консерватории. На стендах зрители смогли увидеть фотографии деятелей, которые стояли у её истоков: Мансура Музафарова, Юлдуз Исанбет, Шамиля Шарифуллина, Земфиру Сайдашеву. Кроме того, на фото представлены личности, которые сейчас активно изучают проблемы музыкального фольклора и преподают на кафедре этномузыкологии: Геннадий Макаров, Елена Смирнова, Лилия Сарварова. На одном из стендов показаны фотографии экспедиций прошлых лет.
Второй блок продемонстрировал фотоматериалы пяти экспедиций, которые прошли этим летом в Балтасинском, Верхнеуслонском, Тетюшском районах Республики Татарстан, а также в Кировской и Оренбургской областях. На фотографиях запечатлены различные обряды, национальные украшения, старинные музыкальные инструменты и предметы быта.
Послушать музыкальные образцы, посмотреть ритуалы и ближе познакомиться с различными традициями гости фотовыставки смогли через видео, воспользовавшись qr-кодами на стендах. Также каждый желающий мог посмотреть издания Казанской консерватории разных лет, посвящённые фольклору.
Экскурсоводами на выставке выступили студентки теоретико-композиторского факультета: Рамиля Шамсумухаметова, Ира Фатахутдинова, Елена Ваганова, Мария Барабанова.
Материал подготовила Мария Барабанова
Фоторепортаж Яны Бачинской
«Мансур Музафаров: композитор, педагог, друг, отец»
В этом году исполняется 120 лет со дня рождения Мансура Ахметович Музафарова (1949—1961) – одного из основоположников профессиональной татарской музыки, заслуженного деятеля искусств Татарской АССР, народного артиста ТАССР, лауреата Республиканской премии имени Г. Тукая, доцента, заведующего кафедрой теории музыки и композиции консерватории.
К этой знаменательной дате консерваторией был подготовлен и выпущен сборник научных статей «Мансур Музафаров» из серии «Наследие татарских композиторов», где представлены исследования ученых разных поколений о творчестве композитора. В рамках Международной студенческой научно-практической конференции «Музыкальный фольклор в исследованиях молодых ученых» прошла его презентация.
В мероприятии приняли участие коллеги, родственники, ученики Мансура Ахметовича. Они делились воспоминаниями о Музафарове, о его роли в становлении татарской музыки и академического искусства в целом. Ведущей презентации сборника выступила кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Наиля Агдеева.
Открыла встречу проректор по научной деятельности и вопросам развития, кандидат искусствоведения, доцент Дилия Хайрутдинова, которая рассказала о роли Казанской консерватории в работе над сборником.
В презентации приняла участие Клара Тазиева - музыковед, признанный ведущий исследователь творчества композитора. «Я часто сравниваю Сайдашева с Глинкой, а вот Музафарова могу сравнить с Чайковским или Рахманиновым. Потому что душа его музыки – в мелодии», – поделилась гостья.
Вспоминала об отце Гульнур Мансуровна. Она рассказала о детстве – одновременно музыкальном и далеком от искусства, – о своих впечатлениях от постановок театральных произведений Музафарова. Отдельно Гульнур Мансуровна поблагодарила исследователей и исполнителей за их память и работу по сохранению наследия отца.
О важной роли Музафарова в своей профессиональной музыкальной жизни рассказали преподаватели консерватории Шамиль Монасыпов и Валерий Яковлев. «Музафаров всегда был источником высочайшего человеческого чувства», – высказался в адрес композитора Шамиль Хамитович.
Но наследие композитора – в его музыке. И у Мансура Музафарова оно значительное: оперы, симфонические произведения, сочинения для камерных ансамблей и хоров, более ста обработок татарских народных песен, а также песни – произведения, ставшие жемчужинами музыкального искусства.
И презентация сборника не обошлась без музыки композитора: прозвучала II часть Концерта для скрипки с оркестром в исполнении Дины Хисанбеевой и Ольги Сергеевой, а завершили мероприятие Гульнара Мурзиева и Татьяна Железных с вокальным сочинением Мансура Музафарова «Жилэк жыйганда».
Материал подготовила Елена Ваганова
Фоторепортаж Яны Бачинской
19 октября 2022 года
Мастер-классы
Лилия Сарварова: «Фольклор никогда не стоит на месте»
В Казанской государственной консерватории в рамках Международной студенческой научно-практической конференции «Музыкальный фольклор в исследованиях молодых ученых» прошел мастер-класс Сарваровой Лилии Илдусовны – заслуженного деятеля искусств РТ, одного из ведущих специалистов вуза в области музыкального фольклора, декана факультета татарского музыкального искусства, заведующей кафедрой этномузыкологии, профессора, руководителя фольклорного ансамбля.
Темой мастер-класса стала татарская песенная традиция в репертуаре фольклорного ансамбля. Лилия Илдусовна рассказала о специфике татарского фольклора, о песенных жанрах казанских татар, кряшен, мишар. Она подчеркнула, что некоторые жанры проникали в культуры народов в связи с переселением с одной территории на другую. Так, например, произошло с жанром озын кей (протяжный напев), который перешел от оренбургских татар к казанским.
Фольклорный ансамбль Казанской консерватории продемонстрировал несколько напевов как a capella, так и в сопровождении гармони. Под аккомпанемент дэфа (ударный музыкальный инструмент) прозвучал мунаджат.
Материал подготовила Дарья Саяпова
Фоторепортаж Яна Бачинская
Дмитрий Волков: «Все должны играть на гуслях»
В рамках Международной студенческой научно-практической конференции «Музыкальный фольклор в исследованиях молодых ученых» состоялся мастер-класс приглашенного гостя, кандидата искусствоведения, доцента кафедры национальных инструментов народов России Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженного артиста Республики Марий Эл Дмитрия Валерьевича Волкова.
Он представил слушателям лекцию о гуслях, в которой кратко рассмотрел полуторатысячную историю инструмента. Первые упоминания о гуслях приводятся в различных источниках - русских былинах и сказаниях, греческих и арабских трактатах.
«Несмотря на то, что в XVII веке появилась балалайка и, чуть позднее, домра, гусли не утратили своей актуальности. Имея тысячелетнюю историю, они остаются любимым музыкальным инструментом народа», - подчеркнул Дмитрий Валерьевич.
Материал подготовила Дарья Саяпова
Фоторепортаж Яны Бачинской
Эльмир Низамов: «Композиторы на протяжении всей своей истории всегда сталкивались с фольклором»
С этих слов начал свой мастер-класс заведующий кафедрой композиции Казанской государственной консерватории, заслуженный деятель искусств РТ Эльмир Жавдетович Низамов. Это был заключительный мастер-класс, проходивший в рамках Международной научно-практической конференции «Музыкальный фольклор в исследованиях молодых ученых».
Темой встречи стало взаимодействие композитора и фольклора в XXI веке. Эльмир Жавдетович отметил, что народное творчество все еще является большим вдохновением для музыкантов. В качестве примера было приведено вступление к опере «Мертвые души» Родиона Щедрина, где сочетается современная композиторская техника с народным вокалом. Другим примером стало вступление к сочинению Владимира Мартынова «Ночь в Галиции».
«По моим ощущениям, здесь представлено рождение музыки - от первобытных выкриков до появления мелодии и гармонии», - поделился композитор.
Эльмир Низамов также продемонстрировал свое сочинение на стихи Габдуллы Тукая «Туган тел». «Это народное пение было услышано мной в кряшенской деревне, когда я впервые ездил в фольклорную экспедицию. Манера в соединении с татарским языком произвела на меня такое впечатление, что спустя столько лет это «всплыло» в спектакле «Алиф», - рассказал он.
Материал подготовила Дарья Саяпова
Фоторепортаж Яны Бачинской
Круглый стол «Традиционные музыкальные инструменты: опыт изучения и возрождения»
19 октября в Конференц-зале Казанской государственной консерватории состоялся круглый стол по вопросам изучения и возрождения традиционных музыкальных инструментов.
Модераторами мероприятия стали заведующая кафедрой этномузыкологии, кандидат искусствоведения Лилия Илдусовна Сарварова и заведующий кафедрой татарской музыки, доцент Рустем Гусманович Рахматуллин.
Открыла круглый стол проректор по научной деятельности и вопросам развития Дилия Хайрутдинова. В своём приветственном слове она отметила важность сохранения и развития народной музыкальной культуры и музыкальных инструментов.
Участие в круглом столе приняли студенты Казанской, Санкт-Петербургской и Петрозаводской консерваторий, а также студенты Казанского (Приволжского) федерального университета и Казанского государственного института культуры.
Первым спикером стала Аксюбина Юлия, которая рассказала о марийских гуслях как воплощении этнотембровых ценностей. Она рассмотрела такие важные вопросы, как строение инструмента, его эволюцию и ладовую настройку, а также проиллюстрировала свой доклад исполнением марша «Акпарса» на марийских гуслях. Её выступление вызвало живой отклик и дискуссию о необходимости грамотно организовать процесс обучения игре на гуслях в учреждениях среднего и высшего звена.
«Это вопрос, который должен дискуссионно стоять – отсутствует среднее звено. Дело в том, что этого среднего звена очень и не хватает, в том числе и в музыкальном колледже Йошкар-Олы», - поддержал Юлию Яковлев Валерий Иванович, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель искусств РТ.
Тему обучения на народном инструменте продолжил Гиниятов Рамазан. Он поднял вопрос об особенностях обучения игры на гармонике в Татарстане и об отсутствии профессиональных практических пособий. Своё выступление он завершил ярким сольным номером.
Результат своего исследования представила студентка Санкт-Петербургской государственной консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова Файзрахманова Софья. В своём сообщении она рассказала о способах и результатах реконструкции наигрыша «Залётка» из Псковской области.
Линию наигрышей продолжила и Данилова Елена, студентка Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова. Она раскрыла актуальность исследования наигрышей ритуального обхода полей на шӱвыр в контексте функционирования в традиции сернурской группы луговых мари.
Соколов Дмитрий затронул тему жанровой обработки народных мелодий в репертуаре для балалайки, а Козлова Анна раскрыла творческий облик Эшпая Якова Андреевича – выдающегося исследователя марийских народных музыкальных инструментов.
Сафина Камиля, студентка Казанского (Приволжского) федерального университета, рассказала о вкладе Рагде Халитова в развитие татарской этноорганологии.
Подвела итог студенческим выступлениям Хаметова Айгуль из Казанского государственного института культуры. В своём докладе она представила сходства и различия русской домры и тюркской думбры.
В завершении круглого стола Дилия Хайрутдинова поблагодарила участников за плодотворную работу.
Этим заседанием завершилась конференция «Музыкальный фольклор в исследованиях молодых учёных», которая реализовалась в рамках гранта Министерства науки и высшего образования России. Конференция проводилась силами участников студенческого научного объединения при поддержке педагогов.
Материал и фоторепортаж Яны Бачинской
20 октября 2022 года
Поездка в Болгарский историко-археологический комплекс – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Конференция в Казанской консерватории собрала 170 исследователей из семи стран мира
Концерт-презентация "Ансамбль традиционных инструментов Казанской консерватории" 13 декабря 2022 года
Запись на концерт по телефону: +7(917)857-48-13
Мероприятие проводится в рамках реализации в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (Грант № 075-15-2022-1047)
Малый зал Казанской консерватории (Б. Красная, 38)
13 декабря, 18.30
АНСАМБЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ КАЗАНСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
КОНЦЕРТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Художественный руководитель – заведующий кафедрой татарской музыки, доцент, заслуженный артист РТ Рустем Рахматуллин
В программе – произведения С. Сайдашева, А. Ключарёва, А. Монасыпова, Э. Низамова, М. Бяшимова, И. Камала, обработки татарских традиционных напевов
В концерте принимают участие лауреаты международных конкурсов
Сюмбель Киямова
Ильгиз Мухутдинов
Программу представляет Диляра Набиуллина
Издания
Международная студенческая научно-практическая конференция «Музыкальный фольклор в исследованиях молодых учёных» (18–20 октября 2022 г.)
Волжская мозаика : Фольклорный сборник по материалам экспедиций 2022 года / под общей редакцией Л. И. Сарваровой ; Казанская государственная консерватория. – Казань, 2022.
Голоса предков : Произведения молодых композиторов на основе материалов музыкально-этнографических экспедиций Казанской консерватории / составитель Е. В. Анисимова ; Казанская государственная консерватория. – Казань, 2022.
Информационная поддержка
Отчет о реализации информационной поддержки проекта «Музыкальные традиции России для молодежи»