Кафедра специального фортепиано

Истоки казанской фортепианной школы уходят своими корнями на глубину нескольких веков: от творческих опытов мастеров-клавиристов, через этапы становления европейского и русского пианистического искусства шло формирование данной ветви исполнительства, которая на данный момент являет собой самостоятельное художественное явление.

Ключевым событием в истории казанской фортепианной школы стало учреждение фортепианного факультета Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова 23 апреля 1945 года. Основу педагогического коллектива нового учебного заведения составили выпускники и преподаватели Московской, Ленинградской и Киевской консерваторий. Таким образом, в профессиональном пространстве кафедры сошлись линии пианизма, тянущиеся из богатого традициям прошлого. Школа Анны Есиповой была представлена в лице Марии Александровны Пятницкой, выпускником класса Владимира Нильсена был Альберт Семёнович Леман, традиции Марии Вениаминовны Юдиной продолжал Владимир Григорьевич Апресов и его ученица Тамара Ханафьевна Терегулова, воспитанником Николая Метнера и Константина Игумнова был Леопольд Генрихович Лукомский. Несколько позже в Казань приехал выпускник класса Владимира Пухальского Григорий Михайлович Коган. При всём многообразии творческих устремлений и методических принципов, педагоги кафедры составили сплочённый коллектив единомышленников, объединённых общностью высоких этических и художественных ориентиров.

Так, Владимир Григорьевич Апресов отличался масштабностью замыслов, интеллектуализмом и драматической заострённостью концепций. Доминантой педагогической деятельности Альберта Семёновича Лемана был поиск непосредственной сиюминутности творческого высказывания. Григорий Михайлович Коган - человек невероятной широты профессиональных интересов. В каждом из направлений своей деятельности – исполнительстве, педагогике, психологии, теории и истории искусства, музыкальной критике – он оставил значительный след.

В 50-х – 60-х гг. в Казань прибыла плеяда молодых пианистов – выпускников Московской консерватории – ученица Якова Зака и Льва Оборина И.С. Дубинина, воспитанница Г.Г. Нейгауза Н.А. Фомина, ученик Эмиля Гилельса В.А. Столов, ученик Константина Игумнова, Якова Зака и Владимира Нильсена Э.А. Монасзон. Эти выдающиеся музыканты определили лицо кафедры на многие годы.

Ирина Сергеевна Дубинина – профессор, кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель Республики Татарстан, Заслуженный деятель искусств России, Кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В репертуаре Ирины Сергеевны внушительное количество произведений для фортепиано соло, а также сочинений для камерного ансамбля. За долгие годы педагогической работы Ирина Дубинина воспитала свыше 150(?) выпускников – преподавателей ВУЗов, ССУЗов России и зарубежья, концертирующих пианистов, лауреатов престижных международных конкурсов. Почерк Ирины Сергеевны отличают высокая звуковая культура, интонационная выразительность, аристократизм. Среди учеников Ирины Сергеевны Дубининой – профессор, кандидат искусствоведения Стелла Леонидовна Федосеева, профессор Гузель Кабировна Абдуллина, лауреат Международного конкурса им. М. Лонг, Международного конкурса им. П.И. Чайковского и Международного конкурса им. Королевы Елизаветы Юрий Егоров.

Наталья Александровна Фомина – музыкант необыкновенного личностного масштаба и предельной профессиональной честности. Творческий почерк Натальи Фоминой характеризуют строгая академическая манера исполнения, выверенность, соподчинённость деталей, безупречное чувство вкуса и блестящий интеллект. Своим ученикам Наталья Александровна прививала такие принципы, как верность авторскому тексту, бескомпромиссность в требовательности к себе. Наталья Фомина исполнила свыше 40 сольных программ, включая 32 сонаты Бетховена, Гольдберг-вариации И.-С. Баха. По классу Натальи Александровны Фоминой консерваторию закончили профессор кафедры специального фортепиано Гузалия Абдулловна Айнатуллова, доцент МГК им. П.И. Чайковского Рустем Кудояров, Халида Хайрутдинова.

Яркий след в истории консерватории оставила педагогическая и исполнительская деятельность Эммануила Александровича Монасзона. Безграничная вера в человека и его безусловный музыкантский потенциал, неукротимая страсть к жизни и искусству, колоссальная творческая энергия вдохновляли студентов класса, мобилизовали их внутренние ресурсы, будили исполнительский азарт. Масштабные тематические циклы классных концертов дарили каждому участнику радость профессионального общения, чувство духовной сплочённости. По классу Эммануила Монасзона консерваторию окончили Рубин Кабирович Абдуллин, Эльфия Вафовна Бурнашева, Флора Ибрагимовна Хасанова.

Интенсивной исполнительской работой и внушительным количеством воспитанников-лауреатов долгие годы был известен класс Заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан и Российской Федерации Эльфии Вафовны Бурнашевой. Колоссальный репертуарный охват, регулярное появление афиш тематических фортепианных вечеров и сольных концертов студентов Эльфии Вафовны создавали значение деятельности класса как важного процесса культурной жизни в Казани и за её пределами. Важным вкладом в сокровищницу исполнительского искусства Республики Татарстан были сценические выступления Э.В. Бурнашевой в качестве солиста и в составе камерного ансамбля «Барокко», отмеченные интерпретаторской проницательностью, высочайшим вкусом, неотразимой логикой и художественной завершённостью исполнений.

Для творческого облика Виктора Александровича Столова характерны тонкий лиризм, душевная теплота, проникновенность музыкального высказывания, а также величественный размах и подлинная художественная виртуозность. Наиболее ярко его натура проявила себя в русской музыке.

Чувством стиля, особенным артистическим шармом, изысканностью репертуара отличалась концертная деятельность Александра Анатольевича Старикова. Искренность высказывания в его исполнении органично сочеталась с возвышенностью и философской углублённостью образных исканий, рафинированностью звуковой выделки.

Прочный информационный фундамент в методической и историко-ретроспективной областях работы кафедры заложила Вера Михайловна Спиридонова. Многие поколения студентов изучали под её руководством курсы Методики и Истории фортепианного искусства.

Кафедра специального фортепиано наших дней остаётся верна традициям и принципам, сформированным предшествующими поколениями преподавателей. Вместе с тем, за последние десятилетия существенно расширилась сфера влияния казанской фортепианной школы, укрепился её престиж, выкристаллизовались индивидуальные черты.

На мировой концертной арене Казанскую консерваторию представляет заведующий кафедрой, Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный артист Удмуртской Республики, Народный артист Республики Татарстан, лауреат международных конкурсов, таких как Конкурс им. Скрябина в Москве и Конкурс им. Рахманинова в США, профессор Евгений Михайлов.

Ведут активную педагогическую деятельность профессора кафедры: Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, концертирующая пианистка Эльза Кадыровна Ахметова, Народная артистка Республики Татарстан, лауреат Всесоюзного конкурса Флора Ибрагимовна Хасанова. Большим общественным резонансом отмечены концертные выступления Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, профессора Сергея Николаевича Работкина. Разносторонней сольной и ансамблевой концертной деятельностью проявляет себя Зульфат Талгатович Фахразиев.

За годы своего функционирования кафедра специального фортепиано Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова оказала весомое влияние на музыкальное пространство России, достижения её выходцев подчас обретают мировой размах. Успехи пианистов-казанцев на престижных международных конкурсах включают: Международный конкурс пианистов им. Маргариты Лонг, Международный конкурс пианистов в Лидсе (Софья Гуляк), Конкурс Concert Artists Guild (Дарья Работкина), Конкурс пианистов имени Якова Флиер (Тимур Мустакимов), а также множество побед на иных пианистических состязаниях.

Выпускники кафедры специального фортепиано ведут концертную деятельность, работают в многочисленных учебных заведениях России и мира.

На базе кафедры специального фортепиано регулярно осуществляются мероприятия весомого академического статуса – Международный конкурс пианистов имени Софии Губайдуллиной, Всероссийский конкурс-фестиваль учащихся и студентов фортепианных отделений учреждений среднего профессионального образования «Пианофорум», Всероссийский конкурс юных пианистов имени Назиба Жиганова. На ежегодной основе проводится фестиваль «Фортепиано без границ», в котором принимают участие студенты и преподаватели Казанской консерватории, а также приглашённые артисты. Установившейся традицией является проведение сольных концертов ведущих педагогов кафедры, а также тематических концертов, ориентированных на освещение различных жанровых и стилевых явлений из области фортепианной литературы (циклы «10 сонат А. Скрябина», «Все сонаты С. Прокофьева», «Из истории фортепианного концерта» и др.).

Масштабно в 2023 году кафедра специального фортепиано отметила 150-летие со дня рождения С.В. Рахманинова, были проведены циклы концертов "Избранные сочинения для фортепиано", концерт "День рождения Рахманинова в консерватории". 27 апреля 2023 года в рамках торжеств состоялась конференция "Фортепианное исполнительство и педагогика: история, теория, практика".

Воспринимая благородные многовековые традиции и отдавая долг своему призванию, проявляя трудолюбие, волю к достижению высоких профессиональных целей, молодое поколение воспитанников кафедры ярко заявляет о безграничном творческом потенциале своими выдающимися успехами. Это позволяет с гордостью и уверенностью смотреть в будущее и надеяться на то, что фундаментальные принципы казанской фортепианной школы будут жить и развиваться.

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

ФГБОУ ВО «Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова» собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) для функционирования сайта. Если Вы продолжите пользоваться нашим сайтом, мы будем считать, что Вы даете СОГЛАСИЕ на обработку ваших данных

Закрыть