О педагоге
Родилась в г. Сергиев Посад, Московская область.
Окончила II Московское музыкальное училище (1971), Казанскую государственную консерваторию по классу фортепиано проф. И.А. Губайдулиной (1976), аспирантуру на кафедре музыкальных инструментов в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина (ныне МПГУ), (1987).
В Казанской государственной консерватории ранее работала концертмейстером (1972-1985). С 2015 г. ведет дисциплины «История фортепианного искусства», «Методика преподавания фортепиано» (ССМШ), руководство выпускными квалификационными работами (КГК).
Доцент кафедры музыкального искусства и хореографии ИФМК им. Льва Толстого КФУ (ранее – КГПУ, ТГГПУ, 1977-2015).
Дипломант Российского исполнительского фестиваля преподавателей музыкально-педагогических факультетов педвузов (Кострома, 1996), лауреат I степени двух международных конкурсов видеозаписей в номинации фортепианный ансамбль - "Cannes International Children's Festival" (2015) и "STAR OF THE ROME" (2015).
Награждена Почетной грамотой Министерства культуры Республики Татарстан (2015).
Публикации
Надырова Д.С. Обучение музыке как одна из активных форм межкультурной коммуникации / Д.С. Надырова // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы III Международной научно-практической конференции (Казань, 19 ноября 2014 года). - Казань: Изд. "Отечество", 2015. - C. 342-345.
Основы преподавания игры на фортепиано: краткий конспект лекций / ЭОР. - Казань: КФУ, 2014. http://tulpar.kfu.ru/mod/resource/view.php?id=129475
Emotional associations in the art of piano playin // The IV International Conference on Music and Emotion Book of abstracts University of Geneva Geneva University of Music Geneva, October 12-16, 2015. - Geneva, 2015. - P. 151.
Надырова Д.С. О новых тенденциях в изучении музыкальных эмоций: по материалам современных зарубежных психологических исследований / Д.С. Надырова // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы IV Международной научно-практической конференции (Казань, 15 октября 2015 года). – Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - С. 171-177.
Надырова Д.С. Роль метафоры в формировании текучей фортепианной техники К. Дебюсси / Д.С. Надырова // Галеевские чтения: Материалы Междунар. науч.-практической конф. «От синестезии к синтезу искусств». - Казань, 2015. - С. 272-278.
Надырова Д.С. Основы преподавания игры на фортепиано: Курс лекций (ЭОР) // Казань. КФУ - 2014.
Надырова Д.С. О ценности музыкальных занятий в развитии интеллекта ребенка / Надырова Д.С. // I Международная научно-практическая конференция «Дополнительное профессиональное образование в контексте социокультурных и образовательных трансформаций», Казань, 22 апреля 2015 г. – Казань, 2015. – C. 42-47.
Надырова Д.С. Формирование методологической культуры преподавателей музыки в системе дополнительного профессионального образования / Д.С. Надырова // Культура и образование: инновационные технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань: Фолиант. 2014. – С. 42-47.
Надырова Д.С. Работа над музыкальным произведением в классе фортепиано: учебное пособие / ИДПО. – Казань, 2014. – 43 с.
Надырова Д.С. Некоторые результаты исследования эмоциональности восприятия и исполнения музыки студентами в классе фортепиано // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Ноябрь 2013, ART 2089. – СПб., 2013. http://www.emissia.org/offline/2013/2089.htm
Надырова Д.С. К вопросу об интеграции новых и традиционных педагогических технологий в музыкальном обучении // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Казань: изд. "Отечество", 2013. - С. 521-525.
Надырова Д.С. Развитие музыкального мышления в классе фортепиано на примере работы над полифонией // Реализация ФГОС СПО: опыт, проблемы, решения: Материалы республиканского семинара-совещания (12 декабря 2012 года). - Лениногорск, 2013. - С. 68-75.
"Отечественная система музыкального образования – явление уникальное...": интервью с ректором КГК(А) им. Н.Г. Жиганова. - Культура. Образование. Время: научно-практический журнал. 2013. № 1. С. 3–6.
Надырова Д.С. Профессиональная подготовка преподавателя класса музыкального инструмента к реализации принципов развивающего обучения // Профессиональное развитие специалистов как приоритет модернизации системы дополнительного образования: Материалы Всерос. науч.- практ. конф., Казань, 26 апреля 2013 г. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – С. 73-76.
Курсовая работа по специальностям гуманитарного профиля: методические рекомендации / Сост. Д.С. Надырова. – Казань: ИДПО, 2013 – 30 с.
Надырова Д.С. Использование межчувственных ассоциаций в практике фортепианного обучения / Д.С. Надырова // Галеевские чтения: Материалы международной научно-практической конференции ("Прометей"-2012). – Казань: Изд-во КНИТУ им. Туполева, 2012. – С. 318–323.
Надырова Д.С. Экспрессивный компонент музыкально-исполнительских способностей пианиста / Филология и культура, 2012. - № 3 (29). - С. 263-269. http://philology-and-culture.kpfu.ru/"q=system/files/53_2.pdf
Надырова Д.С. Интеграция психолого-педагогических и специальных знаний в курсе методики преподавания игры на инструменте / Д.С. Надырова // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства. История и современность: Вып. 4: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (6 апреля, Казань) - Казань: Изд-во КГК, 2012. - С. 339–346.
Надырова Д.С. Исполнительские способности как экспрессивный компонент музыкальности / Д.С. Надырова // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: Материалы Х Международной научно-практической конференции кафедры методологии и методики преподавания музыки МПГУ (16-18 апреля 2012 г., Москва) - Москва: МПГУ, 2012. - С. 95-102.
Надырова Д.С. Взаимодействие солиста и аккомпаниатора как одна из форм художественного общения // Концертмейстерское искусство: теория, история, практика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 24-25 ноября 2009. – Казань, Изд-во КГК, 2011. – С. 18 -25.
Надырова Д.С. Роль курсовой работы в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта // Педагогика художественного образования: история, методология, практика: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (с международным участием), Казань, 9-10 декабря 2010 г. - Ч. 1. - Казань: ТГГПУ, 2011. - С. 323–326.
Надырова Д.С., Хадиева Р.А. Формирование у учащихся класса фортепиано навыка чтения нот с листа // Актуальные проблемы художественного образования: сб. науч. тр. с участием студентов. - Казань, Изд-во ТГГПУ, 2010. - 163 с. - С. 91-95. 0,1 п.л.
Надырова Д.С. Формирование у учащихся-пианистов гибкости музыкально-ритмического переживания как специальная педагогическая задача // Искусство и педагогика: Материалы V Международной научно-практической конференции "Искусство и педагогика", Казань, 24-26 ноября 2009 г. Вып. 5. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2009. – С. 175-181.
Надырова Д.С. Ключи к тестовым заданиям по дисциплине ДПП.ДС.05 "Теория и методика преподавания фортепиано" специальности 050601.65 "Музыкальное образование" со специализацией "Фортепианное исполнительство" (ключи к тестовым заданиям) // Ключи к тестовым заданиям для проверки остаточных знаний студентов по дисциплинам кафедры фортепиано: Сборник. – Казань: ТГГПУ, 2009. – С. 29-33.
Надырова Д.С. Тестовые задания по дисциплине ДПП.ДС.05 Теория и методика преподавания фортепиано по специальности 050601.65 Музыкальное образование со специализацией "Фортепианное исполнительство" (тестовые задания) // Тестовые задания для проверки остаточных знаний студентов по дисциплинам кафедры фортепиано: Сборник. – Казань: ТГГПУ, 2009. – С. 32-35.
Надырова Д.С. Ключи к тестовым заданиям по дисциплине ДПП.В.03 "Основы преподавания игры на фортепиано" специальности 050601.65 "Музыкальное образование" (ключи к тестовым заданиям) // Ключи к тестовым заданиям для проверки остаточных знаний студентов по дисциплинам кафедры фортепиано: Сборник. – Казань: ТГГПУ, 2009. – С. 26-28.
Надырова Д.С. Тестовые задания по дисциплине ДПП.В.03 "Основы преподавания игры на фортепиано" специальности 050601.65 "Музыкальное образование" (тестовые задания) // Тестовые задания для проверки остаточных знаний студентов по дисциплинам кафедры фортепиано: Сборник. – Казань: ТГГПУ, 2009. – С. 28-31.
Надырова Д.С. Психолого-педагогические предпосылки успешного развития чувства ритма в классе фортепиано // Вузовское и довузовское музыкальное образование: модели взаимодействия: Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 26-28 ноября 2008 года. - Казань, Изд-во КГК(А), 2009. С. 437 - 452.
Надырова Д.С. Музыкальное развитие в процессе фортепианного обучения: Учебное пособие. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2008. - 95 с.
Надырова Д.С. О некоторых перспективах развития эмоциональной отзывчивости на музыку в аспекте ее взаимосвязи с общеэмпатийными свойствами личности // Эмоциональный компонент содержания эстетического образования: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. Л.М. Седуновой. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2006. - С. 106-109.
Надырова Д.С. Синтез психолого-педагогических и музыкально-практических знаний как центральная задача методической подготовки будущих педагогов-музыкантов // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Сборник научных трудов. - Вып. 2. - ПИ Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов: "Научная книга", 2006. – С. 74-82.
Надырова Д.С. О развитии гармонического слуха учащихся-пианистов // Музыка и педагогика: Материалы междунар. научно-практической конференции, вып. 3. - Казань, 2005. - С. 231-235.
Надырова Д.С. К вопросу о развитии музыкального слуха в фортепианном обучении // Современные проблемы курса фортепиано: Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. - Казань, КГК, 2005. – С. 58-70.
Индивидуальное обучение игре на фортепиано как средство развития творческих сторон личности // Перспективы развития современного общества: Искусство и эстетика: Материалы Все-рос. науч. конф., т. 4. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та 2003. – С. 113-119.
Надырова Д.С. Резервы совершенствования профессиональной подготовки студентов музпедфакультетов в классе основного музыкального инструмента // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: Теория и практика: Межвуз. сб. науч. тр., посвященный 60-летию Российской академии образования. - Вып. 2. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2003. – С. 116-120.