Гоптарёв В.Н. Методики обучения игре на музыкальных инструментах в системе педагогических технологий. – Казань, 2004.
Гоптарёв В.Н. Технологии в музыкальном образовании: Специфика, структура, классификации / Казан. гос. консерватория. - Казань, 2009.
Гоптарёв В.Н. Музыкальное воспитание: Теоретико-методологический аспект / Казан. гос. консерватория. – Казань, 2014.
Гоптарёв В.Н. Методология: опыт теоретического исследования: Проблемы установления сущности, структуры, теории методологии и особенности практической реализации. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing RU, 2016.
О содержательно-понятийной системе категорий музыкального воспитания // Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта. Вып. 4: Материалы IV Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 13 ноября 2007 г.). – Казань: ТГГПУ, 2007. – С. 76–82.
К вопросу об основополагающих категориях теории музыкального воспитания // Культура как духовный ресурс развития региона: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 4 апреля 2008 г.). – М.: ВИНИТИ, 2008. – С. 248–256.
Педагогические проблемы подготовки музыкантов-исполнителей в вузе // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: Вып. 1: Материалы науч.-практич. конф. (Казань, 2 апреля 2008 г.). – Казань, 2008. – С. 19–25.
Теория музыкального воспитания: миф или реальность // Искусство и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта. Вып. 5: Сб. материалов V Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 26 ноября 2009 г.). – Казань: ТГГПУ, 2009. – С. 82–85.
Современное образование в ДМШ и компетентностная сфера педагога: аспекты модернизации // Новая формация специалиста сферы культуры и искусства: компетентность, творчество, конкурентноспособность: Всерос. науч.-практич. конф. (Казань, 24 марта 2009 г.). – Казань: КГУ, 2009. – C. 167–171.
Уровни музыкального образования и модели их взаимодействия // Вузовское и довузовское образование: Модели взаимодействия: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 26-28 ноября 2008 г.). – Казань: КГК, 2009. – С. 406–412.
К вопросу об использовании технологий в процессе преподавания специальных дисциплин исполнительского профиля в музыкальном вузе // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 2: Материалы науч.-практич. конф. (Казань, 7 апреля 2010 г.). – Казань: КГК, 2010. – С. 74–78.
Применение научных подходов в музыкальных и музыкально-педагогических исследованиях // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 3: Материалы науч.-практич. конф. (Казань, 7 апреля 2010 г.). – Казань, 2011. – С. 56–61.
Философско-методологические аспекты научного познания в контексте педагогических и музыкально-педагогических исследований // Педагогика художественного образования: история, методология и практика: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Казань, 9-10 декабря 2010 г.). – Казань: ТГГПУ, 2011. – С. 61–64.
Искусство баянного аккомпанемента: К проблеме переложения текста // Концертмейстерское искусство: теория, история, практика: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Казань, 24-25 ноября 2009 г.). – Казань: КГК, 2011. – С. 195–199.
Paradeigma: теория, подходы, ошибки // Философия образования. ‑ 2012. ‑ Т. 40. ‑ № 1. ‑ С. 54-64.
Проблема модернизации гуманитарной подготовки специалистов в музыкальном вузе в свете новых образовательных стандартов // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 4: Материалы IV Всерос. науч.-практич. конф. (Казань, 6 апреля 2011 г.). – Казань: КГК, 2012. – С. 75–79.
Современное образование и академизм культуры // Культура. Образование. Время. – 2012. № 1. – С. 39–41.
Формирование духовности в процессе современного музыкального воспитания // Развитие национальных традиций в условиях полиэтнического региона: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Казань, 13 апреля 2012 г.). – Казань: Ин-т доп. проф. образования, 2012. – С. 9–13.
Музыкальная педагогика в системе наук // Актуальные проблемы музыкального исполнительского искусства. История и современность. Вып. 5. Материалы V Всерос. науч.-практич. конф. (Казань, 4 апреля 2012 г.). – Казань: КГК, 2013. – C. 87–93.
Проблемы обновления содержания музыкальных дисциплин в образовательных организациях системы дополнительного образования детей // Культура и образование: инновационные технологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 23 апреля 2014 г.) /ИДПО; сост.: Абалимова Т.В., Гареева З.В. – Казань: Фолиант, 2014. – С. 65–67.
Чтение и анализ партитур как важный ресурс профессиональной подготовки студентов музыкального вуза // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 6: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 3 апреля 2013 г.). – Казань: КГК, 2014. – С. 82–86.
Концепция развития дополнительного образования детей и проблемы ее реализации в современной детской музыкальной школе // Вестник кафедры ЮНЕСКО. Музыкальное искусство и образование. 2015. № 3. С. 54–65.
Инновационный ресурс и возможности его реализации в методиках и практике обучения игре на музыкальных инструментах // Дополнительное профессиональное образование в контексте социокультурных и образовательных трансформаций: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 22 апреля 2015 г.) / Сост.: Д.Г. Хохлов, Р.И. Садриев; гл. ред. Р.И. Садриев; М-во культуры РТ; ИДПО. Казань, ИДПО, 2015. С. 47–51.
Музыкальная воспитанность современных детей: опыт и результаты пилотного исследования // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы IV Международной научно-практической конференции (Казань, 15 октября 2015 г.) / Отв. ред. З.М. Явгильдина, Н.В. Шириева. Казань: К(П)ФУ, Изд-во «Отечество», 2015. С. 17–21.
Особенности модернизации музыкально-художественного образования в контексте современных социокультурных вызовов // Дополнительное профессиональное образование как ресурс развития культуры регионов: Материалы II Международной научно-практической конференции (Казань, 19 апреля 2016 г.) / Сост.: Р.И. Садриев, Т.В. Абалимова, Е.Б. Гоглева; гл. редактор Р.И. Садриев. Казань: Мин-во культуры РТ, ИДПО. С. 139-145.
Инновационный ресурс и возможности его реализации в методиках и практике обучения игре на музыкальных инструментах // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 8: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 1 апреля 2015 года) / Сост. В.И. Яковлев. Казань, КГК, 2016. С. 8–15.
Протасов А.Ю., Гоптарев В.Н. Развитие жанра переложений в отечественной музыке для баяна // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 8: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 1 апреля 2015 года) / Сост. В.И. Яковлев. Казань: КГК, 2016. С. 157–162.
Гоптарёв В.Н. Методология музыкально-исполнительского анализа как система // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 9: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 6 апреля 2016 года / Сост. В.И. Яковлев; Казанская гос. консерватория. Казань, 2017. С. 17-23.
Гоптарев В.Н., Чжан Л. Китайская академическая скрипичная школа: особенности становления и развития // Дополнительное профессиональное образование как стратегический ресурс развития культуры регионов: Материалы III Международной научно-практической конференции / Гл. ред. Р.И. Садриев. 2017. С. 68-77.
Гоптарев В.Н. Музыкальная культура и образование в современной социокультурной ситуации: диалектика взаимодействия // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 10: Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 5 апреля 2017 года / Сост. В.И. Яковлев; Казан. гос. консерватория. Казань, 2018. С. 16–20.
Гоптарев В.Н., Фахразиев С.Т. Особенности фразировки в сочинениях для баяна отечественных композиторов второй половины XX века // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 10: Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 5 апреля 2017 года / Сост. В.И. Яковлев; Казан. гос. консерватория. Казань, 2018. С. 121–127.
Гоптарев В.Н. Феномен эмерджентности и особенности его проявления в психолого-педагогических исследованиях // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 165–177.
Гоптарев В.Н. Музыкальные звуко-смысловые модели и их роль в формировании музыкальной культуры личности // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы IX Международной научно-практической конференции (Казань, К(П)ФУ, 23 октября 2020 г.). Казань, КФУ, 2020. С. 149-153.
Гоптарев В.Н. Современная парадигма в сфере музыкальной культуры и образования: состояние и особенности трансформаций // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 12: Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 3 апреля 2019 года) / сост. Ю. С. Карпов, В. И. Яковлев. Казань: КГК, 2020. С.7-15.
Гоптарев В.Н. Музыкальные звуко-смысловые модели и их роль в формировании музыкальной культуры личности // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы IX Международной научно-практической конференции (Казань, К(П)ФУ, 23 октября 2020 г.). Казань, КФУ, 2020. С. 149-153.
Гоптарев В.Н. Современная парадигма в сфере музыкальной культуры и образования: состояние и особенности трансформаций // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 12: Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 3 апреля 2019 года) / сост. Ю. С. Карпов, В. И. Яковлев. Казань: КГК, 2020. С.7-15.
Гоптарев В.Н. Проблемы развития детского хорового творчества в контексте современных социокультурных и культурно-образовательных парадигм (в соавторстве с Ергаковой В.Н) // Музыкальное искусство и образование. Т. 9. Вып. 2. М.: Московский педагогический государственный университет, 2021. С. 130-140.
Гоптарев В.Н. Музыкальное воспитание в современном мире и его особенности // Актуальные проблемы музыкального исполнительского искусства: История и современность. Вып. 13: Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 1 апреля 2020 г.). Казань, 2021. С. 9-16.
Гиниятов Р.А., Гоптарёв В.Н. Гармоника в современном этнокультурном пространстве Татарстана // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства : История и современность. Выпуск 13 : Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 1 апреля 2020 года) / Составители Ю. С. Карпов, В. И. Яковлев ; Казанская государственная консерватория. Казань, 2021. С. 122-129.
Гоптарев В.Н., Жданова Н.А. Система факторов успешного обучения искусству музыкальной импровизации // Филология и культура. 2021. № 4 (66). С. 255-260.
Гоптарёв В.Н. Педагогические технологии курса «Чтение и анализ партитур» в контексте реализации компетентностного подхода и современных образовательных парадигм // Из педагогического опыта Казанской консерватории : прошлое и настоящее. Выпуск 4 / Составитель Д. Ф. Хайрутдинова ; Казанская государственная консерватория. Казань, 2021. С. 173-177.
Галимзянов Р.Р., Гоптарев В.Н. Клавирная музыка барокко в исполнительской практике баянистов: к проблеме артикуляции // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: история и современность. Вып.14: Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 7 апреля 2021 года / Сост. Д.Ф. Хайрутдинова, В.И. Яковлев; Казан. гос. консерватория. Казань, 2022. С. 89-95.