Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Министерство культуры Российской Федерации
Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова
Кафедра теории музыки
К участию в конференции приглашаются исследователи, преподаватели, аспиранты, студенты музыкальных вузов, научные сотрудники НИИ художественного профиля, композиторы, исполнители, а также преподаватели профессиональных музыкально-образовательных учреждений.
Конференция проводится в смешанном формате – очном и дистанционном (офлайн/онлайн).
Участие в конференции бесплатное.
Дистанционным участникам конференции будет направлена ссылка на подключение, идентификатор и код доступа на указанный в заявке адрес электронной почты.
Основные тематические направления научной конференции:
Прием заявок на участие в Конференции – до 1 октября 2023 г. К заявке прилагается краткая аннотация (до 150 слов).
Регламент выступления на Конференции – 15 минут, дискуссия – 5 минут. Предусмотрена возможность показа презентаций, аудио и видео иллюстраций.
Участники Конференции (в очном формате) несут расходы по проживанию и питанию за счет направляющей стороны.
По итогам Конференции будет издан сборник материалов в 2024 году.
Требования к техническому оформлению текста
Статья набирается в редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman.
Инициалы и фамилия автора помещаются перед текстом статьи, выравнивание по правой стороне.
Название статьи – режим Caps Lock, шрифт 13 пт, полужирное начертание, выравнивание по центру, интервал множитель 1,2.
Текст – шрифт 15 пт, интервал множитель 1,2; выравнивание по ширине; отступ абзаца 1 см, поля: верхнее, левое, правое – 2,5 см, нижнее – 3,5 см.
Переносы только автоматические, в режиме не более 3-х подряд.
Не использовать (кроме установленных в общих параметрах набора) никаких дополнительных приемов выравнивания текста, центровки строк, изменения интервала, принудительного переноса, «жесткого» пробела и т.д.
Не оставлять пробелов перед знаками препинания.
В тексте могут быть использованы курсив и полужирное начертание.
Нотные примеры, таблицы и схемы набираются не более 15 см по ширине. (Просьба учитывать иллюстративный материал в рамках общего объема работы).
Сноски – внизу страницы, нумерация сносок на каждой странице, шрифт 13 пт, интервал одинарный, выравнивание по ширине, отступ абзаца 1 см; ссылки на источники берутся в квадратные скобки в соответствии с номерами библиографического списка, находящегося в конце текста (например: [3. С. 45]).
Порядок расположения источников библиографического списка:
1) алфавитный; 2) сначала источники на русском языке, потом иностранные;
3) электронные источники размещаются после опубликованных источников.
Текст для публикации в Сборнике статей по материалам Конференции объемом не более 0,7 п. л. Оргкомитет конференции оставляет за собой право не включать в программу конференции доклады и не принимать статьи, не соответствующие тематике и вышеперечисленным требованиям.
Статьи направлять с пометкой в теме письма «Ладовые коммуникации в евразийском музыкальном пространстве» по адресу: musictheory@kazancons.ru.
Прием материалов для публикации в сборнике – до 1 декабря 2023 года.
Справки по телефону (843) 236-54-42 (тел.-факс) – Государева Светлана Владимировна, зав. научно-методическим кабинетом.
Адрес: 420015, г. Казань, ул. Б. Красная, 38, Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова
Международная научная конференция
«Ладовые коммуникации в евразийском музыкальном пространстве»
21-22 ноября 2023 г.
Заявка на участие
ФИО (полностью) |
|
Ученая степень (при наличии) |
|
Ученое звание (при наличии) |
|
Место работы или учебы |
|
Должность |
|
Тема доклада |
|
Аннотация (до 150 слов) |
|
Наличие презентации |
|
Форма участия (офлайн/онлайн) |
|
Необходимость направления приглашения (очным участникам) |
|
Контактный телефон |
Информационное письмо скачать
Ладовые коммуникации
21-22 ноября 2023 года Казанская консерватория провела в своих стенах Международную научную конференцию «Ладовые коммуникации в евразийском музыкальном пространстве». Географический охват участников отвечал масштабам заявленного в названии пространства — Россия, Казахстан, Нидерланды, Узбекистан, Киргизия, Азербайджан.
Круг тем конференции простирался от музыки профессиональной, композиторской практики до этнографических проблем и специфики песнопений отдельных народностей. Конференция открылась докладом зав. кафедрой теории музыки Казанской консерватории, д-ра иск., проф. А. Л. Маклыгина с ладовой темой, характерной для региона Среднего Поволжья, «Пентатоника как теоретическая проблема». Актуальная ладовая проблематика, освещённая Маклыгиным, отчасти, была продолжена в выступлении д-ра иск., проф. Л. В. Бражник «Ладовые модели ангемитоники: практика, теория, история» (Казанская консерватория).
Согласно выбранному «ладовому» направлению конференции был представлен целый ряд интереснейших докладов: «Ладовые архетипы как основа коммуникации в евразийском музыкальном пространстве» д-ра иск., проф. Е. М. Алкон (Российская академия музыки им. Гнесиных), «Роль мировоззренческой оптики в осмыслении глубин ладового мышления» д-ра иск., проф., зам. отделением мугамоведения С. М. Т. Фархадовой (Институт архитектуры и искусства Национальной академии наук Азербайджана) и «Претворение модальных традиций исламской музыкальной классики в национальных культурах Советского Востока» канд. иск., доц. Т. М. Джани-заде (Российская академия музыки им. Гнесиных).
Ряд тем был посвящен татарской музыкальной культуре, охватывавший религиозную сторону проблематики — доклад канд. иск. Г. А. Сайфуллиной (Амстердам) «К вопросу о ’’татарском макаме’’: традиция чтения Корана в современном Татарстане»; теоретические вопросы — выступление аспиранта Ф. Ф. Бахтияри (Московская консерватория) «Ш. Марджани и татарская теоретическая система лада и ритма XIX – начала ХХ века»; и, наконец, этномузыкологические открытия, представленные канд. иск., доц. А. Т. Гумеровой (Казанская консерватория) «О специфике ладоинтонационной организации православных песнопений кряшен Тюлячинского района Республики Татарстан (по материалам экспедиционных записей)».
Ладовые коммуникации были «выстроены» с русской народной музыкой в докладе д-ра иск., проф. Т. А. Старостиной (Московская консерватория), также с музыкой бурят (д-р иск., вед. науч. сотрудник Л. Д. Дашиева, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук), с китайской музыкой (ассистент-стажер Казанской консерватории Лю Тинтин и композитор Н. Б. Старостина, Творческая мастерская Леонида Лундстрема – Москва) и с американским видением евразийских культур (канд. иск., доц. А. А. Маклыгина – Казанская консерватория). Целый блок выступлений был посвящен музыкальной культуре стран СНГ, где исследования д-ра иск., проф. С. И. Утегалиевой (Казахская национальная консерватория им. Курмангазы), канд. иск., проф. Р. С. Нуртаза и докторанта А. К. Жумкеновой (Казахский национальный университет искусств) были посвящены ладоинтонационным и тембровым проблемам казахской музыки.
Увлекательное исследование, раскрывающее тайны не только музыкальные, но и художественные (на примере картин Тициана) было представлено д-ром иск., проф. М. Е. Гирфановой в докладе «Два загадочных сочинения Адриана Вилларта», иллюстрированное студентами дирижерско-хорового факультета.
Особым приношением в рамках конференции стала открытая лекция д-ра иск., проректора по научной и воспитательной работе Московской консерватории, проф. К. В. Зенкина «Фортепианная музыка Р. Шумана: новые миры и формы», собравшая учащихся сразу нескольких образовательных звеньев (школа – училище – консерватория), заинтересованность которых стала еще больше очевидной по объему вопросов, прозвучавших в конце лекции.
Конференция завершилась круглым столом, где обсуждались актуальные проблемы современной музыкальной науки на примере публикаций журнала «Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность». В своем приветственном слове ректор Казанской консерватории, д-р иск., проф. В. Р. Дулат-Алеева поблагодарил главного вдохновителя проекта К. В. Зенкина, рассказавшего участникам и слушателям круглого стола об основной тематике журнала, где акцент поставлен на связях различных музыкальных культур евразийского пространства с профессиональной практикой ХХ века.
А. Маклыгина