Фортепиано
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Одно полифоническое произведение в оригинале.
2. Произведение крупной формы (I или II-III части классической сонаты или концерта, или вариации).
3. Одно романтическое произведение свободной формы.
4. Два виртуозных произведения, одно из которых - этюд (или два этюда).
По степени трудности программа должна соответствовать выпускной программе музыкального училища или средней специальной музыкальной школы.
КОЛЛОКВИУМ
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Написать двухголосный диктант в форме периода с мелодически развитыми голосами, хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.
Время выполнения - 25 минут.
2. Анализ на слух и пение:
- интервалов (мелодических и гармонических) от звука и в тональности;
- ладовых звукорядов диатоники, хроматических гамм;
- аккордов от звука и в тональности, аккордовых последовательностей (однотональных и модулирующих).
3. Спеть с листа одноголосные и двухголосные отрывки из музыкальных произведений (с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства).
Концертный исторический клавир
К вступительному экзамену по специальности «ОРГАН» допускаются абитуриенты, которые имеют среднее или высшее музыкальное образование (в случае получения второй специальности) и обладают известной профессиональной подготовкой в области органного искусства (т.е. обучались в органном классе музыкального училища), а также наиболее одаренные студенты факультативного класса.
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Вступительная программа должна состоять из обязательной программы:
1. Прелюдия и фуга следующих композиторов: И.Л. Кребса, В. Любека, Д. Букстехуде, И.С. Баха (из 8 маленьких прелюдий и фуг), Н. Брунса, И. Пахельбеля.
2. Две хоральные обработки из «Органной книжечки» И.С. Баха.
3. Вариационные циклы Я. Свелинка, С. Шайдта, чаконы И. Пахельбеля (ре минор или фа минор).
И свободной программы:
1. Токката Дж. Фрескобальди.
2. Небольшие сочинения И.С. Баха: Пастораль, Канцона, Фуга на тему Легренци, Фуга на тему Корелли.
3. Одна-две пьесы из сюиты “Юный органист” С. Франка или органные пьесы Ф. Мендельсона (части из сонат) или небольшие пьесы Ф. Листа.
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Написать двухголосный диктант в форме периода с мелодически развитыми голосами, хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.
Время выполнения – 25 минут.
2. Анализ на слух и пение:
- интервалов (мелодических и гармонических) от звука и в тональности;
- ладовых звукорядов диатоники, хроматических гамм;
- аккордов от звука и в тональности, аккордовых последовательностей (однотональных и модулирующих).
3. Спеть с листа одноголосные и двухголосные отрывки из музыкальных произведений (с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства).
Концертные струнные инструменты
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность СКРИПКА)
1. Две части из сонат или партит для скрипки соло И.С. Баха (одну подвижную, одну медленную).
2. Концерт композитора XIX-XX веков (первая или вторая и третья части).
3. Каприс для скрипки соло одного из следующих композиторов: Н. Паганини, Г. Венявский, П. Роде, А. Вьетан, Л. Шпор, К. Мострас, Я. Донт, П. Локателли.
4. Одно произведение виртуозного характера.
Все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные в терциях, секстах, октавах и децимах).
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность АЛЬТ)
1. Два этюда, один на двойные ноты.
2. Одну - две части из сюит для виолончели соло И.С. Баха в переложении для альта; или одну – две части из сонат или партит для скрипки соло И.С. Баха в переложении для альта.
3. I или II-III части сонаты или концерта.
4. Два произведения малой формы.
Кроме того, уметь играть все виды гамм и арпеджио.
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность ВИОЛОНЧЕЛЬ)
1. Два этюда: один – на различные виды штрихов, другой – в двойных нотах.
2. Две части из сюит для виолончели соло И.С. Баха (одну подвижную, другую медленную).
3. I или II-III части концерта или соната.
4. Два произведения малой формы.
Кроме того, уметь играть все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные, двойными нотами).
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность КОНТРАБАС)
1. Двух- и трехоктавные гаммы и арпеджио.
2. Два этюда разного характера.
3. I или II-III части концерта или соната.
4. Два произведения малой формы.
КОЛЛОКВИУМ
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Написать двухголосный диктант в форме периода с мелодически развитыми голосами, хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.
Время выполнения – 25 минут.
2. Анализ на слух и пение:
- интервалов (мелодических и гармонических) от звука и в тональности;
- ладовых звукорядов диатоники, хроматических гамм;
- аккордов от звука и в тональности, аккордовых последовательностей (однотональных и модулирующих).
3. Спеть с листа одноголосные и двухголосные отрывки из музыкальных произведений (с хроматизмами, отклонениями в тональности I степени родства).
Концертные духовые и ударные инструменты
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)
1. Один этюд из пяти подготовленных (исполняется по нотам).
2. Одна-две части сонаты или концерта; или вариации (исполняются наизусть).
3. Две разнохарактерные пьесы (исполняются наизусть).
Кроме того, поступающий должен показать на экзамене знание всех видов гамм (исполнение по выбору комиссии), D7, ум.VII7, хорошее владение амбушюром и пальцевую беглость, а также прочитать с листа произведение или оркестровую партию средней трудности.
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (специальность УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)
МАЛЫЙ БАРАБАН
1. Тремоло ppp < > ppp и другие динамические комбинации, «двойки» в различных нюансах с ускорением темпа, переходом к дроби и возвращением к первоначальному движению.
2. Один этюд.
3. Прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных ритмических фигур, уметь использовать различные нюанс.
ЛИТАВРЫ
1. Одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру с ускорением и замедлением.
2. Тремоло ppp < > ppp и другие нюансы.
3. Ритмический этюд.
4. Прочитать с листа простые ритмические комбинации и небольшие отрывки в умеренном темпе.
Кроме того, уметь настраивать литавры и перестраивать их в пределах простейших интервалов.
КСИЛОФОН ИЛИ МАРИМБАФОН
1. Гаммы мажорные и минорные, арпеджио различными приемами, в том числе «тремоло».
2. Один этюд наизусть.
3. Одна-две части сонаты или концерта.
4. Две пьесы виртуозного характера.
5. Прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.
КОЛОКОЛЬЧИКИ
1. Гамма и трезвучия мажорные и минорные.
2. Одна пьеса.
3. Прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.
КОЛЛОКВИУМ
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Написать одноголосный диктант в форме периода (до 12 тактов) с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.
Время выполнения – 25 минут.
2. Анализ на слух и пение:
- интервалов (мелодических и гармонических) от звука и в тональности;
- ладовых звукорядов диатоники, хроматических гамм;
- аккордов от звука и в тональности, аккордовых последовательностей (однотональных и модулирующих).
3. Спеть с листа одноголосный отрывок из музыкального произведения (с хроматизмами, отклонениями в тональности I степени родства).